Портал Управления образования Вагайского района Тюменской области


Архив новостей
Полезные ссылки










Коррекционно-развивающая программа

Пояснительная записка

 

Коррекционно-развивающая программа

 « Преодоление фонетико-фонематического и лексико-

грамматического недоразвития у учащихся начальных классов»

учителя-логопеда Хуртовой Натальи Сергеевны

 

Речевое развитие ребёнка – это один из показателей готовности ребёнка к школе. Статистика подтверждает, что в последние годы, число детей, поступающих в школу с недоразвитием речи неуклонно растёт. Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупредить неуспеваемость у этой категории учащихся, так как недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических сторон речи, является серьёзным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, а нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение в чтении и письме. Кроме того, у детей, как правило, недостаточно сформированы психические процессы, как вторичные проявления речевого дефекта. Их коррекция возможна в процессе устранения фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений, как первичного дефекта.

За основу взято перспективное планирование А.В.Ястребовой, которое рекомендовано логопедам общеобразовательных школ.

 

Цель программы

 

 

Структура программы

 

Программа имеет определённое построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде, чем начинать работу по реализации программного материала. Состоит она из трёх этапов коррекционно-развивающей работы, которые, в свою очередь, разбиты на уровни.

 

I этап- « Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

подразделяется на два уровня:

1 уровень: устранение дефектов произношения

2 уровень: формирование фонематических процессов

 

II этап- «Развитие лексико-грамматической стороны речи»

подразделяется на два уровня:

3 уровень: формирование грамматического строя речи

4 уровень: уточнение и расширение лексического запаса

 

III этап- «Развитие связной речи»

5 уровень: формирование полноценной самостоятельной речи

 

Задачи коррекционно-развивающей работы

 Каждый этап коррекционной работы решает ряд задач:

 

Сроки реализации программного материала

 Программа коррекции фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи рассчитана от полугода до 2-х лет обучения, в зависимости от структуры нарушения. Полный курс коррекционно-развивающего обучения 2 года предполагает от 110 занятий и более (часов).

Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Первый год обучения – реализация I этапа коррекционной программы- предусматривает от 55 до 90 занятий, занятия проводятся два или три раза в неделю в зависимости от состава группы.

Второй год обучения —  реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает от 55 занятий и более. Количество часов можно изменять в зависимости от контингента обучающихся.

Сроки коррекции тоже могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: от степени выраженности речевого недоразвития, от компенсаторных возможностей ребёнка, от психофизиологических особенностей ребёнка, от состояния интеллека, от регулярности посещения ребёнком занятий, от качества выполненного  домашнего задания, от проведённого медикаментозного лечения и других факторов, имеющих непосредственное влияние на коррекционный процесс.

К концу второго года обучения пройдены три этапа, т.е. все уровни развития речевых умений и навыков. Это время для подведения итогов.

К концу первого года коррекционной работы

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

К концу второго года коррекционной работы

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

Подводя итог , необходимо подчеркнуть принципиальные моменты организации и реализации программы:

-вся работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы вызвать у учащихся интерес к языковым средствам, имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи;

-специфика работы учителя-логопеда заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, а не в дублировании классных заданий;

-специфика организации логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности невозможно без развития у детей логопатов ряда психологических особенностей: слуховой, зрительной, речедвигательной памяти, внимания к языковым явлениям, способности к переключению, рефлексии.