Тематическое планирование
Тематическое планирование логопедических занятий с учащимися с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи
(ФНР, ФФНР, НВОНР, ОНР, ЛГНР)
Первый год обучения (55-90 часов)
Аналиитико-диагностический период 1-2 неделя сентября |
Ø Фронтальное обследование. Ø Обследование речи детей по методике Фотековой Ø Сбор анамнеза, данных о речевом развитии и перенесенных заболеваниях. Ø Исследование неречевых психических функций. Ø Индивидуальное исследование. Ø Ознакомление родителей и педагогов с результатами диагностики. Ø Логопедическое заключение. Ø Таблица диагностики. Графики речевых профилей. |
I этап: восполнение пробелов звуковой стороны речи
1-й уровень: коррекция дефектов звукопроизношения.
2-й уровень: формирование фонематических процессов
№ п/п | Дата | Тема логопедического занятия | Тема по развитию речи |
Содержание работы (включая цели, виды) |
Пространственное ориентирование, мелкая моторика. Профилактика оптической дисграфии | Используемые термины, пособия |
3-4 неделя сентября, октябрь
|
||||||
1. | Вводное занятие. Речь и предложение | Здравствуй, школа! |
Цель: — уточнить понятия «речь» и « предложение», границы предложения в устной и письменной речи; -выделять на слух предложения из рассказа, опираясь на смысл и инонацию, указать кол-во предложений; -определить границы предложения (большая буква, точка, ?,!) в письменной речи); -графическое обозначение предложений; -составить схему рассказа
|
Пространственная ориентация в схеме собственного тела. Пространственная ориентация в помещении (комната, класс) | Предложение, рассказ, речь, схема, заглавная буква, точка, | |
2. | Предложение и слово | Осенний город. |
Цель: — уточнить понятия «слово», раздельное написание слов в предложении; -определить кол-во слов в предложении, о ком или о чём говорится в предложении, порядок слов в предложении; -составить предложение по картинке, по заданным словам; -определить кол-во и последовательность слов, составить схему.
|
Пространственная ориентация на парте. Пространственная ориентация при перемещении предметов. | Предложение, рассказ, речь, схема, заглавная буква, точка, слово. | |
3. | Предложение. | Сказочный лабиринт по дороге в Звукоград. |
Цель: -закрепить умение работать с предложением, состоящим из 3-4 слов, с предлогами и без; -слова в предложении связаны грамматически; -работа с деформированным текстом; -вставить пропущенное слово, подходящее по смыслу и в нужной грамматической форме; -придумать двусоставное предложение, подобрав к словам –предметам слова-действия, и к словам-действиям- слова-предметы; -составление предложений различной структуры; -разделить текст на предложения, составить схему рассказа и схему каждого предложения; -графический диктант. |
Пространственная ориентация на листе бумаги, странице тетради ( середина, центр, верх, низ, правый верхний угол, левый и т. д.) Дифференцировать понятия страница и лист, строчка и страница. Уметь посчитать кол-во листов, страниц, строчек |
Предложение, рассказ, речь, схема, заглавная буква, точка, слово. Пособия к теме: Предметные, сюжетные картинки, серии картинок, схемы предложений, наглядный материал, индивидуальный раздаточный материал. |
|
4. | Звуки и буквы. | Путешествие в Звукоград |
Цель: -уточнить понятие о звуке и букве, развивать слуховое восприятие, уточнить артикуляцию, соотнести звуки с известными буквами; -алфавит, буква, как знак звука, буквы не обозначающие звук; -услышать, запомнить и повторить звуковой ряд из 3-5-7 звуков, проанализировать его; -записать пройденные в классе буквы, прочитать их, проанализировать буквенный ряд; -записать ( в воздухе пальчиком, рукой, ногой, в тетради) под диктовку несколько звуков, звукосочетаний, прочитать, проанализировать; -услышать заданный звук в слове, придумать слово на определённый звук, определить место звука в слове ( начало, середина, конец); -выкладывать звуковую модель слова. |
Ориентировка в понятиях начало строки, середина, конец. Штриховка карандашом, ручкой в разных направлениях. Обводка пунктирных контуров, трафаретов | Звуки, буквы, гласные, согласные, алфавит. Обозначение звука определённым цветом, звуковая модель слова | |
5. | Гласные и согласные | Экскурсия по звукограду |
Цель: -уточнить понятие гласные и согласные, их признаки ( артикуляция, способ образования), развивать фонематический слух, уметь слушать , слышать и различать гласные и согласные. Формировать навык соотнесения звука и буквы; -проанализировать артикуляцию гласных и согласных перед зеркалом; -различать на слух гласные и согласные ( с проговариванием и без); -записать под диктовку гласные и согласные звуки соответствующими буквами, прочитать и проанализировать их; -прочитать гласные и согласные, записать их в тетрадь, разделив на две строки, проанализировав ряд гласных и ряд согласных; -из данных букв придумать слова ( 3-5 букв) , указать гласные, согласные, составить схему каждого слова, записать |
Закрашивание в одном направлении различных фигур. Уметь правильно держать ручку, находить рабочую строку и вспомогательную строку. Видеть клеточку в тетради, обвести клеточки, обозачать углы клеточки точками, посчитать клеточки, закрасить столбики из заданного кол-ва |
Звуки, буквы, гласные, согласные, алфавит. Обозначение звука определённым цветом, звуковая модель слова, квадратные скобки. Пособия по теме: Звуковые модели, слоги, слоговые таблицы. Комп. Программа « Баба Яга учится читать» |
|
Ноябрь | ||||||
6. | Уточнение гласных А, О, У, Ы, И, Э | Сказка о логозаврике из Звукограда. ( см. приложение 1) |
Цель: -учить выделять гласные из речи, развивать фонематический слух, уточнить артикуляцию и звучание звука соотносить с буквой; -произнести звук « а» перед зеркалом, рассмотреть артикуляцию, способ произнесения, прослушать звучание, уточнить характерные признаки; изменение тональности звука; -выделить гласный «А» на слух из ряда гласных звуков, из ряда согласных , из слогов, из слов; -рассмотреть печатную, письменную сравнить «А» и «О»; -прочитать вслух ряд гласных звуков типа: ОООАООО, АОАОАО…. Работа над дыханием. -записать ряд гласных и согласных слогов, записать под диктовку, выделив гласный «А»; -на слух определить место звука в слове: начало, середина и конец; -записать слова из пройденныхв кассе букв, выделить гласный; -придумать слова со звуком «А» Такой порядок работы и с остальными гласными, обозначенными в этой теме. |
Выполнять графические диктанты ( рисунки по клеточкам). Отличать расположение слов, цифр в столбик от расположения в строчку. Кописровать изображение по клеточкам |
Звуки, буквы, гласные, согласные, алфавит. Обозначение звука определённым цветом, звуковая модель слова, квадратные скобки. Пособия по теме: Звуковые модели, слоги, слоговые таблицы. Комп. Программа « Баба Яга учится читать» |
|
7. | Слоговой анализ и синтез слов. Ударение | Главное правило Звукограда. |
Цель: -учить делить слова на слоги и составлять из слогов. Уточнить слогообразующую роль гласной. Произнести слово по слогам, прохлопать слоги, сосчитать их кол-во, назвать первый , второй и т.д. -назвать гласные в слове, уточнить, что их столько же, сколько слогов в слове, назвать гласную первого слога, гласную второго слога, изобразить слово графически, записать слово, разделив на слоги; -части слова произносятся с разной силой, один из слогов ударный. Определить, поставить ударение в схеме; -составить слово из слогов, данных в беспорядке, выделить гласные, поставить ударение; -определить пропущенный слог в слове с помощью картинки; -разложить картинки под определённым сочетанием гласных; Также отрабатываются другие структуры слов: трёхсложные, со стечением согласных, гласный. |
Уметь разделить лист пополам ( реально и мысленно). Уметь проводить горизонтальную и вертикальную черты |
Звуки, буквы, гласные, согласные, алфавит. Обозначение звука определённым цветом, звуковая модель слова, квадратные скобки. Пособия по теме: Таблицы гласных и согласных; Цветные фишки для выкладывания схем; слоговые таблицы. Предметные картинки, звуко-слоговые модели слов; материал для индивидуального письма и чтения; индивидуальные зеркала |
|
8. | Звукобуквенный анализ и синтез | Секреты правильного письма |
Цель: -учить определять кол-во и последовательность звуков в слогах, в словах. Место данного звука по отношению к другим звукам в слове; -формировать навык письма по следам звукового анализа; -проанализировать ряд гласных: ау, уао. Назвать последовательность звуков, их кол-во, место в ряду. Выложить схему, записать; -проанализировать слоги типа: ум-, на-, ста-. Назвать последовательность звуков в слогах, их кол-во, место звука; назвать гласные и согласные; выложить фишками или «звукариками», нарисовать схему слога с указанием гласного, согласного, записать слоги; -проанализировать односложные слова типа: нос, сон, пост, стоп.Далее двусложные, трёхсложные слова и слова со стечение согласных, составить полную графическую схему; -придумать слова, состоящие из 3-4-5 звуков, проанализировать, записать; -придумать слова на заданный звук, записать их в порядке увеличения звуков в слове по следам анализа; -преобразовать слова: цепочки слов, наращивание слов; -поставить слова из заданных букв одного слова, составить полную схему; -вставить пропущенные буквы в слова; -придумать слова, подобрать картинки к графическим схемам слов; -составить полную графическую схему предложения. |
Развитие зрительного восприятия и узнавания ( в том числе буквенного) |
Звуки, буквы, гласные, согласные, алфавит. Слог-слияние, прямые слоги, обратные слоги. Пособия по теме:Таблицы гласных и согласных; Цветные фишки для выкладывания схем; слоговые таблицы. Слоговые таблицы, предметные картинки , Комп. программа « Баба Яга учится читать», материал для индивидуального письма и чтения; индивидуальные зеркала |
|
9. | Твердые и мягкие согласные | Путешествие по Звукограду |
Цель: -уточнить понятие о твёрдых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные, развивать фонематический слух; -гласные 1 и 2 ряда , их особенности, йотированные гласные; -согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными согласными; -на слух определить согласный в слогах: та-ть, па-пь, ял-ль; -на слух определить гласный в слогах: да-а, дя-я ( после мягкого звука дь пишем букву я) -прослушать, запомнить и повторить слоги: да-дя-ба-бя… -запись слогов в две строчки: Первая строка гласная «А», вторая строка- гласная «Я». Выделить мягкий согласный; -запись под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «А», «Я», отметить мягкий согласный перед «Я»; -записать слова –паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный; -записать слова в три колонки: с гласными «А», «Я», и «АЯ», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный; -вставить пропущенные буквы «А», «Я», отметить мягкий согласный перед «Я»; -придумать слова с мягким согласным перед «Я», определить его место в слове, записать, подчеркнуть; -списать предложения, найти слова с буквами «А», «Я»; -написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «А», «Я», выделить мягкий согласный |
Упраднения и игры для развития зрительной и слуховой памяти | Звуки, буквы, гласные и согласные. Слог-слияние, прямые слоги, обратные слоги | |
10. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «А-Я» | Новые секреты правильного письма |
Цель: -уточнить понятие о твёрдых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме.Учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные, развивать фонематический слух; -гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные; -Согласные с гласными 1 и 2 ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными. -на слух определить согласный в слогах: та-ть, пя-пь, ял-ль; -на слух определить гласный в слогах: да-а, дя-я( после мягкого звука дь пишем букву я); -прослушать, запомнить и повторить слоги: да-дя, ба-бя-ба…; -записать слоги в две строки: 1-гласная «А», вторая «Я». Выделить мягкий согласный; Записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «А», «Я» отметитьмягкий согласный перед «Я»; —записать слова –паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «Я», «А»; -записать слова в три колонки: с гласными «А», «Я», и «АЯ», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный; -вставить пропущенные буквы «А», «Я», отметить мягкий согласный перед «Я»; -придумать слова с мягким согласным перед «Я», определить его место в слове, записать, подчеркнуть; -списать предложения, найти слова с буквами «А», «Я», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный; -графический диктант с выделением «А», «Я»; -написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «А», «Я», выделить мягкий согласный.
|
Развитие зрительного анализа и синтеза | Звуки, буквы, гласные и согласные. Слог-слияние,обратные слоги. | |
Декабрь | ||||||
11. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «О-Ё» | Зимние истории |
Цель: -уточнить понятие о твёрдых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме.Учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные, развивать фонематический слух; -гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные; -Согласные с гласными 1 и 2 ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными. -на слух определить согласный в слогах: то-ть, пё-пь, ёл-ль; -на слух определить гласный в слогах: до-о, дё-ё; -прослушать, запомнить и повторить слоги: до-дё-до, бо-бё-бо…; -записать слоги в две строки: 1-гласная «о», вторая «ё». Выделить мягкий согласный; Записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «о», «ё» отметить мягкий согласный перед «ё»; —записать слова –паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «ё», «о»; -записать слова в три колонки: с гласными «о», «ё», и «оё», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный; —вставить пропущенные буквы «о», «ё», отметить мягкий согласный перед «ё»; -придумать слова с мягким согласным перед «ё», определить его место в слове, записать, подчеркнуть; -списать предложения, найти слова с буквами «о», «ё», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный; -графический диктант с выделением «о», «ё»; -написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «о», «ё», выделить мягкий согласный. |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико кинетическому сходству. Найди букву среди ряда других. Сравни, узнай одни и те же буквы, написанные разным шрифтом, стилем | Звуки, буквы, гласные и согласные. Слог-слияние, прямые и обратные слоги. | |
12. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «У-Ю» | Дед Мороз в Звукограде |
Цель: -уточнить понятие о твёрдых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме.Учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные, развивать фонематический слух; -гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные; -Согласные с гласными 1 и 2 ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными. -на слух определить согласный в слогах: ту-ть, пю-пь, юл-ль; -на слух определить гласный в слогах: ду-у, дю-ю; -прослушать, запомнить и повторить слоги: ду-дю-да, бу-бю-бу…; -записать слоги в две строки: 1-гласная «у», вторая «ю». Выделить мягкий согласный; Записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «у», «ю» отметить мягкий согласный перед «ю»; —записать слова –паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «ю», «у»; -записать слова в три колонки: с гласными «у», «ю», и «ую», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный; —вставить пропущенные буквы «у», «ю», отметить мягкий согласный перед «ю»; -придумать слова с мягким согласным перед «ю», определить его место в слове, записать, подчеркнуть; -списать предложения, найти слова с буквами «у», «ю», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный; -графический диктант с выделением «у», «ю»; -написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «у», «ю», выделить мягкий согласный. |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико кинетическому сходству. Назвать или написать перечёркнутые буквы. Определи букву в неправильном положении. Обведи контурные изображения букв и т.д. | Звуки, буквы, гласные и согласные. Слог-слияние, прямые и обратные слоги. | |
13. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «У-Ю» | Скоро Новый год |
Цель: -уточнить понятие о твёрдых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме.Учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные, развивать фонематический слух; -гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные; -Согласные с гласными 1 и 2 ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными. -на слух определить согласный в слогах: ты-ть, пы-пь, ыл-ль; -на слух определить гласный в слогах: ды-ы, ди-и; -прослушать, запомнить и повторить слоги: ды-ди-ды, бы-би-бы…; -записать слоги в две строки: 1-гласная «ы», вторая «и». Выделить мягкий согласный; Записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «ы», «и» отметить мягкий согласный перед «ю»; —записать слова –паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «и», «ы»; -записать слова в три колонки: с гласными «ы», «и», и «ыи», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный; —вставить пропущенные буквы «ы», «и», отметить мягкий согласный перед «и»; -придумать слова с мягким согласным перед «и», определить его место в слове, записать, подчеркнуть; -списать предложения, найти слова с буквами «ы», «и», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный; -графический диктант с выделением «ы», «и»; -написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «ы», «и», выделить мягкий согласный. |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико кинетическому сходству. Назвать или написать перечёркнутые буквы. Определи букву в неправильном положении. Обведи контурные изображения букв и т.д. | Звуки, буквы, гласные и согласные. Слог-слияние, прямые и обратные слоги. | |
Январь | ||||||
14. | Дифференциация гласных «Ё-Ю» | Времена |
Цель: -учить различать ё-ю в устной и письменной речи; -вспомнить, как образуются гласные ё-ю, сравнить артикуляцию перед зеркалом; -послушать слоги и услышать гласный в слогах: -юм, -ём, -нё, -ню; -послушать, запомнить, повторить ряды слогов: ём-юм, тё-тю, пю-пё-пю; -услышать, назвать буквы ё-ю в словах; -прочитать слоги с гласными ё-ю по таблице; -записать слоги в две строчки под диктовку: в первую – с ё, во вторую с ю; -прочитать слова и записать по 2-3 слова графически, надписав над соответствующим слогом буквы ё-ю; -записать под диктовку слова в три колонки: с гласной ё, с гласной ю, с гласными ё-ю, подчеркнуть гласные, выделить мягкие согласные перед ними; -вставить пропущенную букву ё или ю в слова ( предложение) , подчеркнуть; -записать под диктовку 2-3 предложения с ё-ю, подчеркнуть гласные, выделить мягкие согласные перед ним |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико кинетическому сходству. Назвать или написать перечёркнутые буквы. Определи букву в неправильном положении. Найти спрятавшиеся буквы. |
Оборудование: Таблица гласных 1 и 2 ряда. Слоговая таблица для чтения прямых и обратных слогов с гласными 1 и 2 ряда. Предметные картинки. Опорные схемы для слогового и звуко-буквенного анализа. Цифровые ряды. Упражнения для чтения и списывания. Зеркала |
|
Февраль |
||||||
15. | Обозначение мягкости согласных при помоши «Ь» | Зимние месяцы |
Цель: -закрепление навыка различения согласных по твёрдости-мягкости и обозначение мягкости согласного буквой Ь; -прослушать, повторить и определить мягкий согласный из пары звуков : д-дь, б-бь… перед зеркалом; -как запишем эти звуки…-д-буквойд, а дь-двумя буквами; -услышать мягкий согласный в звуковом ряду, в ряду слогов, слов; -прочитать слоги, слова, указать мягкий согласный, списать, подчеркнуть ь знак; -прослушать пары слов, сравнить по написанию, списать, подчеркнуть ь знак и мягкий согласный перед ним; -Вставить пропущенный знак в предложение подходящее по смыслу слово; -написать названия к предметным картинкам; Написать под диктовку слова с ь знаком, предложения |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. Назвать или написать перечёркнутые буквы. Определи букву в неправильном положении. Найти спрятавшиеся буквы. |
Звуки, буквы, гласные, согласные, алфавит. Обозначение звука определённым цветом, звуковая модель слова, квадратные скобки. Пособия по теме: Таблицы гласных и согласных; Цветные фишки для выкладывания схем; слоговые таблицы. Предметные картинки, звуко-слоговые модели слов; материал для индивидуального письма и чтения; индивидуальные зеркала |
|
16. | «Ь» знак в середине слова | Зимние забавы |
Цель: -прослушать слова, сравнить их по смыслу и звучанию, придумать сними предложения; -прочитать слоги, слова, сравнить их по звучанию и написанию , списать, выделить Ь знак и мягкий согласный перед ним; -прочитать слова, изменить их по образцу, так, чтобы появился Ь знак; -прочитать слова, изменитьих по образцу, так, чтобы появился ь знак; -прочитать слова парами, сравнить их по смыслу, прочитать выделенные в словах слоги с разделительным Ь знаком и без, сравнить их по звучанию; -прослушать и проговорить за логопедом пары слогов с разделительным Ь и без него; -выделить из ряда слоги с разделительным ь ( устно); -прочитать слоговую таблицу; -записать под диктовку слоги с разделительным Ь знаком и без в две строчки, подчеркнуть Ь знак; -списать слова, вставив пропущенный разделительный Ь знак; -списать слова, вставив, где надо, букву Ь знак, подчеркнуть; -списать предложения, вставить, где надо букву Ь знак, подчеркнуть; -найти допущенные ошибки в словосочетаниях, написать правильно; -написать под диктовку слова, предложения, подчеркнуть Ь знак; |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. Назвать или написать перечёркнутые буквы. Определи букву в неправильном положении. Найти спрятавшиеся буквы. Конструирование или реконструирование букв. | Слоговая таблица для чтения, упражнения для чтения и письма, картинки и т. д. | |
17. | Различение глухих и звонких согласных звуков с-з. Звуки с-сь. Звуки з-зь. | Природа зимой |
Цель: — учить различать глухие и звонкие согласные, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух, развивать тактильные ощущения работы голосовых складок. Совершенствовать звуко-буквенный анализ и синтез; -выделить звук в начале слова; -произнести звук перед зеркалом, рассмотреть работу голосовых складок ( её отсутствие), рассмотреть профили, дать характеристику; -услышать звук среди других звуков, слог с данным звуком среди других слов, соотнести с буквой; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прослушать и записать слоги под диктовку, выделив данные звуки; -определить наличие и кол-во данных звуков в словах ( графический диктант); -определить наличие и место звука в слове, составить слоговые схемы слов, надписав звук над соответствующим слогом: ку-сок –с; -написать под диктовку слова, разделить на слоги, составив предварительно слоговые схемы, выделить звук; -Выделить из слова слог с заданным звуком, записать ( работа на слух) -словарный диктант с опорой на полную графическую схему; -звук в конце слова, подбор проверочных слов; -составить предложение со словом на звук, составить предложение по картинке; -по дифференциации звуков: прочитать, прослушать, повторить, запомнить, записать слоги и звукосочетания в две строки; -сравнить пары по звучанию иии смыслу ( работа с паронимами); -диктанты ( графические, слуховые, зрительные, предупредительные, объяснительные); -составить рассказ (на тему или по картинке), используя данные словосочетания или по опорным словам, записать, выделить; |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. Назвать или написать перечёркнутые буквы. Определи букву в неправильном положении. Найти спрятавшиеся буквы. Конструирование или реконструирование букв. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
18. | Различение глухих и звонких согласных звуков п-б | День защитника Отечества |
Цель: — учить различать глухие и звонкие согласные, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух, развивать тактильные ощущения работы голосовых складок. Совершенствовать звуко-буквенный анализ и синтез; -выделить звук в начале слова; -произнести звук перед зеркалом, рассмотреть работу голосовых складок ( её отсутствие), рассмотреть профили, дать характеристику; -услышать звук среди других звуков, слог с данным звуком среди других слов, соотнести с буквой; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прослушать и записать слоги под диктовку, выделив данные звуки; -определить наличие и кол-во данных звуков в словах ( графический диктант); -определить наличие и место звука в слове, составить слоговые схемы слов, надписав звук над соответствующим слогом: ру-ба-нок-б; -написать под диктовку слова, разделить на слоги, составив предварительно слоговые схемы, выделить звук;
|
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. Назвать или написать перечёркнутые буквы. Определи букву в неправильном положении. Найти спрятавшиеся буквы. Конструирование или реконструирование букв. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
19. | Различение глухих и звонких согласных звуков | Поздравление для папы |
Цель: — учить различать глухие и звонкие согласные, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух, развивать тактильные ощущения работы голосовых складок. Совершенствовать звуко-буквенный анализ и синтез; -выделить звук в начале слова; -произнести звук перед зеркалом, рассмотреть работу голосовых складок ( её отсутствие), рассмотреть профили, дать характеристику; -услышать звук среди других звуков, слог с данным звуком среди других слов, соотнести с буквой; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прослушать и записать слоги под диктовку, выделив данные звуки; -определить наличие и кол-во данных звуков в словах ( графический диктант); -определить наличие и место звука в слове, составить слоговые схемы слов, надписав звук над соответствующим слогом: ру-ба-нок-б; -написать под диктовку слова, разделить на слоги, составив предварительно слоговые схемы, выделить звук;
|
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. Назвать или написать перечёркнутые буквы. Определи букву в неправильном положении. Найти спрятавшиеся буквы. Конструирование или реконструирование букв. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
Март | ||||||
20. | Различение глухих и звонких согласных звуков «к-г-х» | Весенние месяцы |
Цель: — учить различать глухие и звонкие согласные, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух, развивать тактильные ощущения работы голосовых складок. Совершенствовать звуко-буквенный анализ и синтез; -выделить звук в начале слова; -произнести звук перед зеркалом, рассмотреть работу голосовых складок ( её отсутствие), рассмотреть профили, дать характеристику; -услышать звук среди других звуков, слог с данным звуком среди других слов, соотнести с буквой; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прослушать и записать слоги под диктовку, выделив данные звуки; -определить наличие и кол-во данных звуков в словах ( графический диктант); -определить наличие и место звука в слове, составить слоговые схемы слов, надписав звук над соответствующим слогом: ру-ба-нок-б; -написать под диктовку слова, разделить на слоги, составив предварительно слоговые схемы, выделить звук;
|
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. Назвать или написать перечёркнутые буквы. Определи букву в неправильном положении. Найти спрятавшиеся буквы. Конструирование или реконструирование букв. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
21. | Различение глухих и звонких согласных звуков «ж-ш» | Мамин праздник |
Цель: — учить различать глухие и звонкие согласные, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух, развивать тактильные ощущения работы голосовых складок. Совершенствовать звуко-буквенный анализ и синтез; -выделить звук в начале слова; -произнести звук перед зеркалом, рассмотреть работу голосовых складок ( её отсутствие), рассмотреть профили, дать характеристику; -услышать звук среди других звуков, слог с данным звуком среди других слов, соотнести с буквой; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прослушать и записать слоги под диктовку, выделив данные звуки; -определить наличие и кол-во данных звуков в словах ( графический диктант); -определить наличие и место звука в слове, составить слоговые схемы слов, надписав звук над соответствующим слогом: ру-ба-нок-б; -написать под диктовку слова, разделить на слоги, составив предварительно слоговые схемы, выделить звук;
|
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству.Добавить элементы. Преврати в другую букву. Конструирование или реконструирование букв. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
22. | Различение глухих и звонких согласных звуков «в-ф» | Природа весной |
Цель: — учить различать глухие и звонкие согласные, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух, развивать тактильные ощущения работы голосовых складок. Совершенствовать звуко-буквенный анализ и синтез; -выделить звук в начале слова; -произнести звук перед зеркалом, рассмотреть работу голосовых складок ( её отсутствие), рассмотреть профили, дать характеристику; -услышать звук среди других звуков, слог с данным звуком среди других слов, соотнести с буквой; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прочитать слоговые таблицы со звуком, уточнить обозначение мягкости звука; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды с изучаемыми звуками; -прослушать и записать слоги под диктовку, выделив данные звуки; -определить наличие и кол-во данных звуков в словах ( графический диктант); -определить наличие и место звука в слове, составить слоговые схемы слов, надписав звук над соответствующим слогом: ру-ба-нок-б; -написать под диктовку слова, разделить на слоги, составив предварительно слоговые схемы, выделить звук;
|
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству.Добавить элементы. Преврати в другую букву. Конструирование или реконструирование букв. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
23. | Различение шипящих и свистящих. Различение согласных «с-ш» | Весна |
Цель: -учить различать «с»-«ш» в устной и письменной речи, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух; -назвать первые звуки в словах; -сравнивать артикуляцию звуков перед зеркалом, ощутить положение языка, губ, дать характеристику звукам; -выделить звуки «с»-«ш» из ряда других звуков, из ряда слогов (работа с сигнальными карточками); -чтение слоговых таблиц; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды, записать их под диктовку; -записать слоги и звукосочетания в две строчки; -сравнить пары слов по звучанию и смыслу ( работа с паронимами); -прослушивая слова, поднимать соответственно буквы с или ш, произносить их; -графический диктант; Определить наличие и место звуков с и ш , подчеркнуть их; -закончить слова, добавив слоги со звуками, их, подчеркнуть данные звуки; Прослушать слова (назвать картинки), составить слоговые схемы, надписав над слогами данные звуки. Записать слова, разделить их на слоги, подчеркнуть; -записать слова в две колонки; -изменить слово так, чтобы после согласных появился гласный; -составить словосочетания из данных слов, составить с ними предложения; -вставить в предложение пропущенные буквы; -зрительно-предупредительные, слуховые и т.д. диктанты; -рассказ по картинке или на заданную тему |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству.Добавить элементы. Преврати в другую букву. Конструирование или реконструирование букв. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
24 | Различение шипящих и свистящих. Различение согласных «з-ж» | Береги здоровье! |
Цель: -учить различать «з»-«ж» в устной и письменной речи, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух; -назвать первые звуки в словах; -сравнивать артикуляцию звуков перед зеркалом, ощутить положение языка, губ, дать характеристику звукам; -выделить звуки «з»-«ж» из ряда других звуков, из ряда слогов (работа с сигнальными карточками); -чтение слоговых таблиц; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды, записать их под диктовку; -записать слоги и звукосочетания в две строчки; -сравнить пары слов по звучанию и смыслу ( работа с паронимами); -прослушивая слова, поднимать соответственно буквы с или ш, произносить их; -графический диктант; Определить наличие и место звуков «з и ш» , подчеркнуть их; -закончить слова, добавив слоги со звуками, их, подчеркнуть данные звуки; Прослушать слова (назвать картинки), составить слоговые схемы, надписав над слогами данные звуки. Записать слова, разделить их на слоги, подчеркнуть; -записать слова в две колонки; -изменить слово так, чтобы после согласных появился гласный; -составить словосочетания из данных слов, составить с ними предложения; -вставить в предложение пропущенные буквы; -зрительно-предупредительные, слуховые и т.д. диктанты; -рассказ по картинке или на заданную тему |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству.Добавить элементы. Преврати в другую букву. Конструирование или реконструирование букв. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
Апрель | ||||||
25 | Различение согласных «с-ц» | На дворе апрель и звенит капель |
Цель: -учить различать «с»-«ц» в устной и письменной речи, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух; -назвать первые звуки в словах; -сравнивать артикуляцию звуков перед зеркалом, ощутить положение языка, губ, дать характеристику звукам; -выделить звуки «с»-«ц» из ряда других звуков, из ряда слогов (работа с сигнальными карточками); -чтение слоговых таблиц; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды, записать их под диктовку; -записать слоги и звукосочетания в две строчки; -сравнить пары слов по звучанию и смыслу ( работа с паронимами); -прослушивая слова, поднимать соответственно буквы с или ц, произносить их; -графический диктант; Определить наличие и место звуков «с и ц» , подчеркнуть их; -закончить слова, добавив слоги со звуками, их, подчеркнуть данные звуки; Прослушать слова (назвать картинки), составить слоговые схемы, надписав над слогами данные звуки. Записать слова, разделить их на слоги, подчеркнуть; -записать слова в две колонки; -изменить слово так, чтобы после согласных появился гласный; -составить словосочетания из данных слов, составить с ними предложения; -вставить в предложение пропущенные буквы; -зрительно-предупредительные, слуховые и т.д. диктанты; -рассказ по картинке или на заданную тему |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству.Добавить элементы. Преврати в другую букву. Конструирование или реконструирование букв. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
26 | Различение согласных «ч-ть» | Птицы весной |
Цель: -учить различать «ч»-«ть» в устной и письменной речи, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух; -назвать первые звуки в словах; -сравнивать артикуляцию звуков перед зеркалом, ощутить положение языка, губ, дать характеристику звукам; -выделить звуки «ч»-«ть» из ряда других звуков, из ряда слогов (работа с сигнальными карточками); -чтение слоговых таблиц; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды, записать их под диктовку; -записать слоги и звукосочетания в две строчки; -сравнить пары слов по звучанию и смыслу ( работа с паронимами); -прослушивая слова, поднимать соответственно буквы ч или ть, произносить их; -графический диктант; Определить наличие и место звуков «ч и ть» , подчеркнуть их; -закончить слова, добавив слоги со звуками, их, подчеркнуть данные звуки; Прослушать слова (назвать картинки), составить слоговые схемы, надписав над слогами данные звуки. Записать слова, разделить их на слоги, подчеркнуть; -записать слова в две колонки; -изменить слово так, чтобы после согласных появился гласный; -составить словосочетания из данных слов, составить с ними предложения; -вставить в предложение пропущенные буквы; -зрительно-предупредительные, слуховые и т.д. диктанты; -рассказ по картинке или на заданную тему;
|
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
27 | Различение согласных «ч-щ» | Животные весной |
Цель: -учить различать «ч»-«щ» в устной и письменной речи, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух; -назвать первые звуки в словах; -сравнивать артикуляцию звуков перед зеркалом, ощутить положение языка, губ, дать характеристику звукам; -выделить звуки «ч»-«щ» из ряда других звуков, из ряда слогов (работа с сигнальными карточками); -чтение слоговых таблиц; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды, записать их под диктовку; -записать слоги и звукосочетания в две строчки; -сравнить пары слов по звучанию и смыслу ( работа с паронимами); -прослушивая слова, поднимать соответственно буквы ч или щ, произносить их; -графический диктант; Определить наличие и место звуков «ч и щ» , подчеркнуть их; -закончить слова, добавив слоги со звуками, их, подчеркнуть данные звуки; Прослушать слова (назвать картинки), составить слоговые схемы, надписав над слогами данные звуки. Записать слова, разделить их на слоги, подчеркнуть; -записать слова в две колонки; -изменить слово так, чтобы после согласных появился гласный; -составить словосочетания из данных слов, составить с ними предложения; -вставить в предложение пропущенные буквы; -зрительно-предупредительные, слуховые и т.д. диктанты; -рассказ по картинке или на заданную тему;
|
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
Май | ||||||
28 | Различение согласных «ч-ш» | Растения весной |
Цель: -учить различать «ч»-«ш» в устной и письменной речи, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух; -назвать первые звуки в словах; -сравнивать артикуляцию звуков перед зеркалом, ощутить положение языка, губ, дать характеристику звукам; -выделить звуки «ч»-«ш» из ряда других звуков, из ряда слогов (работа с сигнальными карточками); -чтение слоговых таблиц; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды, записать их под диктовку; -записать слоги и звукосочетания в две строчки; -сравнить пары слов по звучанию и смыслу ( работа с паронимами); -прослушивая слова, поднимать соответственно буквы «ч или ш», произносить их; -графический диктант; Определить наличие и место звуков «ч и ш» , подчеркнуть их; -закончить слова, добавив слоги со звуками, их, подчеркнуть данные звуки; Прослушать слова (назвать картинки), составить слоговые схемы, надписав над слогами данные звуки. Записать слова, разделить их на слоги, подчеркнуть; -записать слова в две колонки; -изменить слово так, чтобы после согласных появился гласный; -составить словосочетания из данных слов, составить с ними предложения; -вставить в предложение пропущенные буквы; -зрительно-предупредительные, слуховые и т.д. диктанты; -рассказ по картинке или на заданную тему |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
29 | Различение согласных «ч-ц» | Весенние зарисовки |
Цель: -учить различать «ч»-«ш» в устной и письменной речи, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух; -назвать первые звуки в словах; -сравнивать артикуляцию звуков перед зеркалом, ощутить положение языка, губ, дать характеристику звукам; -выделить звуки «ч»-«ш» из ряда других звуков, из ряда слогов (работа с сигнальными карточками); -чтение слоговых таблиц; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды, записать их под диктовку; -записать слоги и звукосочетания в две строчки; -сравнить пары слов по звучанию и смыслу ( работа с паронимами); -прослушивая слова, поднимать соответственно буквы «ч или ш», произносить их; -графический диктант; Определить наличие и место звуков «ч и ш» , подчеркнуть их; -закончить слова, добавив слоги со звуками, их, подчеркнуть данные звуки; Прослушать слова (назвать картинки), составить слоговые схемы, надписав над слогами данные звуки. Записать слова, разделить их на слоги, подчеркнуть; -записать слова в две колонки; -изменить слово так, чтобы после согласных появился гласный; -составить словосочетания из данных слов, составить с ними предложения; -вставить в предложение пропущенные буквы; -зрительно-предупредительные, слуховые и т.д. диктанты; -рассказ по картинке или на заданную тему |
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
30 | Различение соноров «л-р» | Скоро лето. Летние месяцы |
Цель: -учить различать «л»-«р» в устной и письменной речи, развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать фонематический слух; -назвать первые звуки в словах; -сравнивать артикуляцию звуков перед зеркалом, ощутить положение языка, губ, дать характеристику звукам; -выделить звуки «л»-«р» из ряда других звуков, из ряда слогов (работа с сигнальными карточками); -чтение слоговых таблиц; -прослушать, запомнить и повторить за логопедом слоговые ряды, записать их под диктовку; -записать слоги и звукосочетания в две строчки; -сравнить пары слов по звучанию и смыслу ( работа с паронимами); -прослушивая слова, поднимать соответственно буквы «л или р», произносить их; -графический диктант; Определить наличие и место звуков «л и р» , подчеркнуть их; -закончить слова, добавив слоги со звуками, их, подчеркнуть данные звуки; Прослушать слова (назвать картинки), составить слоговые схемы, надписав над слогами данные звуки. Записать слова, разделить их на слоги, подчеркнуть; -записать слова в две колонки; -изменить слово так, чтобы после согласных появился гласный; -составить словосочетания из данных слов, составить с ними предложения; -вставить в предложение пропущенные буквы; -зрительно-предупредительные, слуховые и т.д. диктанты; -рассказ по картинке или на заданную тему
|
Дифференциация букв, смешиваемых по оптико- кинетическому сходству. | Звуки гласные и согласные. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки твёрдые и мягкие | |
Оборудование необходимое на каждом занятии: индивидуальные зеркала, сигнальные карточки, слоговые таблицы, предметные картинки, наборное полотно, материал для индивидуального чтения, профили, цифровые ряды. |