Портал Управления образования Вагайского района Тюменской области


Архив новостей
Полезные ссылки










Комплексная воспитательная программа

Комплексная воспитательная программа

«Новое поколение»

Срок реализации – 5 лет

 Разработчик программы:         Организатор ВР______ Л.В. Зонова

2015 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Методическое обеспечение программы
  4. Модель реализации программы
  5. Критерии эффективности функционирования воспитательной программы
  6. Список используемой литературы при написании программы
  7. Список литературы, рекомендуемый педагогам при реализации данной программы
  8. Приложения

Пояснительная записка

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание — старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.

В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают такие задачи, как формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, создание нового  воспитательного потенциала системы образования, обеспечение условий для воспитания будущих поколений на основе общественного согласия, приоритета мира и толерантности.

Изменение социокультурной ситуации, реформирование общественной жизни вызвали различные социальные последствия: с одной стороны — расслоение общества, снижение жизненного уровня  большинства населения; отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание  семей. Неспособность найти свое место в изменившихся условиях, сформировать защитный механизм привела к тому, что воспитательное воздействие семьи в процессе социализации личности резко упало. С другой стороны, жизнь предъявляет требование формирования людей с активной жизненной позицией, самостоятельных и независимых, умеющих отвечать как за свою судьбу, так и за судьбу семьи, страны и порученного дела.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Программа развития воспитательной системы «Новое поколение» – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику  содержания внеучебной и внеклассной воспитательной работы школы, особенности организации, кадрового и методического обеспечения воспитательного процесса.

Программа «Новое поколение»  создана в целях обновления содержания и форм  внеучебной  и внеклассной воспитательной работы со школьниками,  привлечения детей и подростков к активному участию в формировании политической культуры и гражданского сознания.

В связи с изменениями в российском обществе, в системе школьного образования педагогический коллектив считает актуальным внедрение программы «Новое поколение» через гражданско-правовое и духовно – нравственное воспитание школьников.

В основе механизма социализации личности школьника  лежит активная преобразующая деятельность детей, посредством которой происходит включение их в жизнь тех или иных сообществ, формирование социальных связей, развитие систем ценностных и социальных ориентаций.

Итоги воспитательной работы  свидетельствуют о том, что в школе заложены условия для реализации программы  «Новое поколение»: создана организационно-нормативная база, обновлено научно-методическое обеспечение воспитательного процесса,   педагогический коллектив находится в состоянии постоянного совершенствования своего профессионализма, имеется поддержка родителей и общественности.

Предлагаемая программа направлена  на дальнейшее развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежат  известные принципы педагогики сотрудничества:

Программа направлена на развитие потенциальных возможностей ребенка, формирование его  социального опыта.

Реализация воспитательной программы «Новое поколение»   (с 1 по 9 класс) позволит   осуществить  переход школы на более высокий уровень культуры воспитательных и образовательных процессов.

Цель программы:

Воспитание высококультурной, социально-активной, гуманной личности, способной реализовать себя в современном мире, имеющей потребность в здоровом образе жизни, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

 Задачи программы:

Ключевые идеи и ценности программы

Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя гражданином России и хранителем ее исторического и культурного наследия.  Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом.  Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития.  Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности.  Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры.

Основная идея программы: воспитание Человека в единстве его интеллекта, нравственности и гражданственности.

Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем воспитательная деятельность школы:

Ключевые понятия:

Ключевыми понятиями данной воспитательной системы являются понятия, составляющие основу ее главного содержательного ориентира (идеи) — «воспитания Человека в единстве его интеллекта, нравственности и гражданственности». Эта идея в данной воспитательной системе выполняет роль сквозной линии, пронизывающей все ее направления. Представим такие определения ключевых понятий, которые этой идее отвечают.

♦   Воспитание

♦   Человек

♦   Интеллект, интеллектуальная культура.

♦   Нравственность

♦   Гражданственность

♦   «Воспитывающее обучение», его традиции

 

Этапы реализации программы:

1 ЭТАП. Подготовительный (организационный).

2 ЭТАП. Основной (реализация программы).

3 ЭТАП. Заключительный (мониторинг реализации программы с последующей коррекцией).

Условия для реализации программы:

 

Ожидаемый результат:

Содержание программы

Педагогический замысел заключается  в успешности ребёнка,  в жизненном запасе хорошего и опирается на следующие концептуальные положения:

успешность обучающихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

успешность школьников – включение в творческую деятельность;

успешность ребёнка – развитие духовно- нравственной личности;

успешность – общение детей друг с другом, с педагогами, родителями;

успешность – результат достижения  в различных сферах деятельности;

успешность — растить патриотов, любящих свою малую родину;

успешность  —  чтоб у каждого ребёнка была полноценная семья

В качестве системообразующих определены следующие направления деятельности, где каждый обучающийся мог бы реализовать себя в различных направлениях:

 

ЗДОРОВЬЕ

Цель:

Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.

Задачи:

♦   Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;

♦   Продолжить формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;

♦   Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.

Содержание воспитательной работы:

изучение состояния физического здоровья обучающихся и определение путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;

изучение отношения родителей обучающихся к данной проблеме в школе и дома;

изучение спортивных интересов обучающихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;

содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;

всесторонняя демонстрация достижений обучающихся занятиями физкультурой и спортом;

поощрение обучающихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям физкультурой и спортом;

контроль результативности занятий обучающихся физкультурой и спортом в учебном заведении;

поощрение родителей обучающихся, поддерживающих деятельность школы в этом направлении;

привлечение родителей-энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье.

Формы работы:

 

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель:

Воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но и Человека.

Задачи:

♦   Показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей;

♦   Формировать социально ценностные установки поведения;

♦   Формировать и развивать такие качества характера, как благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми и др.

Содержание воспитательной работы:

Формы работы:

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ

Цель:

Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, села, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.

Задачи:

♦   Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;

♦   Продолжить формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям.

♦   Формирование правовой культуры обучающихся.

 

Содержание воспитательной работы:

изучение обучающимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся;

формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;

изучение биографий выдающихся граждан своей области, страны — патриотов и борцов за Отечество;

развитие патриотических чувств обучающихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

организация встреч с представителями общества — истинными гражданами и патриотами своей страны;

создание условий для проявления истинного проявления патриотизма обучающихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;

посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;

поощрение обучающихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм;

активное сотрудничество с социумом по развитию патриотизма и гражданской позиции обучающихся;

привлечение обучающихся к работе в общественных организациях;

формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьба с шовинизмом.

 

Формы работы:

 

ЭКОЛОГИЯ

Цель:

Воспитание осознанного понимания экологической культуры человека.

Задачи:

♦   Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших;

♦   Формировать умения и навыки экологического поведения;

♦   Способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека.

Содержание воспитательной работы:

Различная деятельность обучающихся:

по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц);

по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Формы работы:

 

ДОСУГ

Цель:

Формирование культуры общения.

Задачи:

♦   Придание досуговой деятельности развивающего и воспитывающего характера;

♦   Обобщение и развитие известных, поиск новых форм досуговой деятельности;

♦   Снятие психологического напряжения у обучающихся, педагогов, родителей;

♦   Развитие сотрудничества с внешкольными воспитательными учреждениями;

♦   Формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности.

 

Содержание воспитательной работы:

проведение коллективных творческих дел, традиционных мероприятий, конкурсных программ;

организация досуга обучающихся – подготовка и проведение развлекательно-познавательных мероприятий;

организация общения детей;

встречи с интересными людьми;

подготовка и участие в общешкольных делах,

соучастие, совместное проведение времени с пользой для себя и окружающих;

участие в традиционных мероприятиях, которые являются постоянными для каждого года обучения.

 

Формы работы:

СЕМЬЯ

Цель:

Развитие и упрочение связей семьи и школы как основы социальной адаптации.

Задачи:

♦   Создать условия для позитивного отношения с семьями обучающихся;

♦   Формировать взаимоотношение между членами семьи, основанные на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т.д.;

♦   Формировать осознанное отношение подростка к таким понятиям, как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, выдержка;

♦   Воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д.

Содержание воспитательной работы:

 

Формы работы:

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Цель:

Нравственное взаимодействие со всеми субъектами социума и организация здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной само­стоятельно и ответственно строить собственную жизнь.

Задачи:

♦   Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних;

♦   Профилактика ЗОЖ;

♦   Организация занятости детей во внеурочное время;

♦   Совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями села и района;

♦   Создание благоприятных условий для полноценной жизни обуча­ющихся и семей «группы риска»;

♦   Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.

 

Содержание воспитательной работы:

 

Методическое обеспечение программы

Мировая педагогическая практика свидетельствует о том, что форма, средство, метод и цель в воспитательной работе стягиваются в тугой узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод определяется целью и задачами воспитательной работы с обучающимися. Это единство средств, форм, педагогических приемов и методов, находящихся в зависимости друг от друга и от определенных целей, задач, а также последовательность операций и процедур по их реализации, и являются педагогической технологией воспитательной работы. Из этого определения следует, что поскольку в разных школьных коллективах ставятся разные цели и задачи, выбираются разные методы, формы и приемы взаимодействия со школьниками, технология воспитательной работы в отдельно взятом коллективе имеет свои особенности. В нашей школе используются следующие технологии, методы и средства:

 

Технологии:

Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Технология здоровьесберегающая. Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

Технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление.

Технологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.

Гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили, академика РАО, известного советского и грузинского педагога-ученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход.

 

Методы и формы:

ü  Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ,  объяснение,  беседа,  лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,  педагогическое требование, инструктаж, наблюдения,  иллюстрации и демонстрации,  лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы,  индуктивные  и  дедуктивные  методы);

Методы стимулирования и мотивации деятельности  и  поведения  (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

Методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика и др.).

Средства реализации программы:

 

Модель реализации программы

Управление реализацией воспитательной программы «Новое поколение»

 

Директор:

Заместитель директора по воспитательной работе:

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

 

Социальный педагог:

 

Учителя-предметники:

 

Прогнозируемый результат функционирования программы

В результате реализации программы предполагаем наличие у ученика определенных качеств.

Ученик – это:

— воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, со спецификой её образовательной системы, развивающей ее традиции, активно участвующей в определении перспективе развития, владеющий культурой умственного труда, соблюдающий кодекс чести школьника.

— человек, член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющей культурой межличностных отношений, построенных не на приоритете силы, а на приоритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения; готовый реализовать свои права, интересы в социальном окружении; способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

— семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

— патриот своего села, с любовью относящийся к месту, в котором он живет; знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции; прилагающей силы к его развитию и процветанию;

— гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности;

— человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы XXI века; носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.

У выпускников школы в достаточной мере будут развиты:

 

Критерии эффективности функционирования воспитательной программы

  1. Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.
  1. Объективные статистические показатели:
  1. Показатели анализа эффективности процесса воспитания в  классе, школе.

Список используемой литературы при написании программы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Федеральная программа развития образования \\ Вестник образования, 2000, № 12.
  3. Типовые положения об общеобразовательном учреждении. 2001.
  4. Образовательная политика России на современном этапе \\ Официальные документы в образовании, 2002, №2.
  5. Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.
  6. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы:  становление и развитие, М.: Новая школа, 2001.
  7. Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы. М., 2001.
  8. Макаренко А.С. Воспитание гражданина, М.: Просвещение, 1989
  9. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические раз­работки педагогических советов / Под ред. Е.Н. Степано­ва, М.А. Александровой. — М.: ТЦ Сфера, 2004. – 160 с.
  10. Педагогика/ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  11. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
  12. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / [сост.: Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина]. – М.:  Сфера, 2002.
  13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика, ч.1, ч.2 // М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  14. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной работы образовательного учреждения: теория, технология, практика. – Псков, 1998. – 263 с.
  15. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях вос­питания. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  16. Шишов  С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества. М., 2001.
  17. Алексеева Е. Единая воспитательная среда образовательного учреждения.// Воспитание школьников — 1998.- №6.
  18. Артюкова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика — 1999.- №4.
  19. Григорьев Д.В. Школьное самоуправление: движение к системе.// Классный руководитель -2003.- №8.
  20. Кабуш В.Т. Самоуправление и его роль в управлении гуманистической системой воспитания // Классный руководитель -2003.- №8.
  21. Золотухина И.В. Диагностика воспитательного  процесса // Классный руководитель. – 2006. — №5.
  22. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2001.

 

Приложения

Приложение 1.

Подпрограмма «Я — гражданин»

(Направление «Гражданственность и патриотизм»)

 

Цель: приобщение учащихся к культуре и традициям России и освоение пространства русской культуры через образовательный процесс.

Задачи:

  1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, архитектуре, традициях и т.д.
  2. Способствовать формированию у учащихся чувства причастности к истории и ответственности за будущее российской культуры.
  3. Воспитывать у учащихся любовь к родному селу как к малой Родине.
  4. Способствовать развитию духовного кругозора учащихся, способностей к художественно-образному восприятию мира.
  5. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.
  6. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
  7. Способствовать развитию ассоциативного мышления учащихся в лучших философских традициях русской мысли.

Основные направления реализации:

—        Учебная деятельность через предметы.

—        Система тематических классных часов.

—        Проведение фольклорных праздников.

—        Проведение конкурсов, познавательных игр, способствующих реализации задач программы на материале российской культуры.

—        Постановка театрализованных представлений по русским мотивам  в литературе и искусстве.

—        Выставка творческих работ.

—        Организация работы школьного самоуправления.

—        Экскурсии

Мероприятия по реализации воспитательной программы:

 

 

Название мероприятия

 

Класс

 

Форма

 

Время проведения

 

1.

 

История Тюменского  края. Я – гражданин России.

 

5 — 9

 

беседы

 

Ежегодно,

 

сентябрь

 

2

 

«Овеянные славою герб наш и гимн»

 

5 — 9

 

беседы

 

Ежегодно декабрь

 

3

 

Государственная символика РФ

 

5 — 9

 

Оформление стендов

 

Декабрь

 

4

 

Об ответственности несовершеннолетних

 

9

 

Встреча с работниками прокуратуры

 

Ежегодно,

 

октябрь

 

 

5

 

Совет профилактики правонарушений

 

5 – 9

 

Беседы с детьми

 

1 раз в четверть

 

6

 

Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение

 

7- 9

 

Лекции

 

Ежегодно,

 

декабрь

 

7

 

Заседание Совета старшеклассников

 

8 – 9

 

Беседа

 

Каждую четверть

 

8

 

«Наше право и наш интерес»

 

8-9

 

Беседа

 

1, 2 четверть

 

9

 

Дни самоуправления

 

9

 

Дни

 

Ежегодно,

 

1,4 четверть

 

10

 

Смотр строя и песни

 

2 – 9

 

Смотр

 

Ежегодно,

 

февраль

 

11

 

«Ваши права»

 

5-6

 

Ролевая игра

 

Ежегодно,

 

декабрь

 

12

 

«Мой выбор» (серия кл.часов): «Учимся строить отношения», «Я и политика», «Преступление и наказание»

 

8-9

 

Беседы

 

Ежегодно,

 

январь, март

 

13

 

Сделаем мир чище 2 –9 Трудовые десанты

ежегодно,

осень, весна

14

 

Основы правовых знаний

 

8-9

 

Декадник

 

Ежегодно

15

 

От вершины к корням (из истории появления законов)

6-7

 

Клубный час

 

Ежегодно,

январь

16

 

Профилактика дорожно – транспортного травматизма

1-9

 

Лекции, беседы

 

Ежегодно,

сентябрь, апрель

17

 

«Безопасное колесо»

 

1-9

 

Конкурс – игра

 

Ежегодно,

апрель

18

 

Самоуправление в классе

 

2 – 9

 

Выбор актива  в классе

 

Ежегодно,

сентябрь

19

 

«Подарок ветерану»

 

5 – 9

 

Акция

 

Ежегодно,

февраль, май

20

 

«Ветеранам Великой Отечественной…»

5-9

 

Концерт

Ежегодно,

май

21

 

Уроки Мужества

1-9

 

Беседы, встречи

Ежегодно,

май

22

 

Традиционные русские народные праздники: «Масленица», «Пасха»

5 – 11

 

Праздники

Ежегодно,

1 – 4 четверть

23 Города – герои 5 – 10 Оформление альбома Апрель — май

 

 

 

Предполагаемый результат деятельности:

 

  1. - Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

— Осознание учащимися  себя носителями лучших черт российской культуры.

— Способность к творческому освоению и преобразованию мира.

— Способность к самореализации в пространстве российской культуры.

— Усвоение наиболее значимых российских культурных традиций.

2 .- Оформленные стенды, альбомы, выставки, рисунки.

— Проведение праздников, концертов.

Приложение 2.

Подпрограмма «Я и семья»

 (Направление «Семья»)

Цель: способствовать возрождению традиций русской семьи, основанной на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.

Задачи:

1.Восприятие учащимися себя как носителей мужского и женского начала в русле российской традиции.

2.Формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

3.Знакомство учащихся  с традиционным распределением обязанностей в семье, формирование и развитие соответствующих навыков: заботы о ближних, самообслуживания, распределение бюджета, проведения свободного времени.

4.Формировать уважение к членам семьи.

5.Воспитывать семьянина, любящего своих родителей.

6.Оказание учащимся помощи в освоении семейной жизни.

7.Формировать потребность  в сохранении семейных отношений и круга семейных ценностей.

8.Обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений, формирование стремления к взаимоуважению и взаимопониманию.

Основные направления реализации:

—        Разработка совместно с родителями системы единых требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания.

—           Проведение классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям программы.

—           Проведение тематических родительских собраний.

—           Открытые уроки для родителей.

—           Дни открытых дверей.

—           Проведение совместных с родителями досугово-развлекательных игр, фольклорных, театрализованных праздников и спортивных мероприятий.

—           Индивидуальная работа с родителями.

—           Посещение «проблемных» семей.

—           Работа родительского комитета.

Мероприятия по реализации воспитательной программы:

 

 

Название мероприятия

 

класс

 

Форма

 

Время проведения

 

1

 

«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

5

 

Беседа

 

Ежегодно,

1 четверть

2

 

«Я и моя семья», «Золотые бабушкины руки»

 

5

 

Конкурсы стихотворений и рисунков.

Ежегодно,

Март

3

 

«Мама, папа, я – дружная семья»

 

5 – 7

 

Конкурс-праздник

 

Ежегодно

 

4

 

«От всей души»

 

1-9

 

Концерт для родителей

Ежегодно

 

5

 

«Забота о родителях – дело совести каждого»

6,7

 

Беседа

 

Ежегодно,

2 четверть

6

 

Концерт в честь празднования Дня защитников Отечества

1-9

 

Концерт

 

Ежегодно,

февраль

7

 

Концерт, посвященный 8-му марта

 

1-9

 

Концерт

 

Ежегодно, март

8

 

«Я и мои родственники», «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением»

5 — 9

 

Конкурсы сочинений

 

Ежегодно,

Март

9

 

«Мамин день», «Мамы и дочки»

 

5,6

 

Конкурсное соревнования

 

Ежегодно,

 

Март

 

10

 

«С любовью к бабушке»

5 – 7

 

Беседа

 

Ежегодно,

3 четверть

11

 

«Отцы и дети», «Каково на дому, таково и самому» и т.д.

 

1-9

 

Родительские собрание

 

Ежегодно,

Каждую четверть

12

 

«Как уберечь детей от наркотиков»

 

8-9

 

Советы для родителей

 

Ежегодно,

Декабрь

13

 

«Школьный день – вместе»

 

5-9

 

День открытых дверей

Ежегодно,

декабрь

14

 

День семьи

 

1-4,

5-9

Конкурсные программы

Ежегодно,

ноябрь

15

 

«Родина их не забудет…»

 

5 — 9

 

Праздники

 

Ежегодно, май

16

 

Посещение  «проблемных» семей

 

1-9

 

рейды

 

В течение года

17

 

Собрания родительского комитета

 

1-9

 

собрания

 

Каждое полугодие

 

Предполагаемый результат деятельности:

 

  1. -  Сформированное представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством.

— Сформированное представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, умением прощать.

— Сформированное представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

— Умение и желание проектировать и строить свою жизнь на основе  духовных ценностей русской культуры.

— Осознание ответственности за создание семьи и за семейную жизнь.

— Знание и соблюдение норм культуры поведения в семье.

— Умение сроить отношения с противоположным полом.

  1. - Оформленный стенд «Семья и школа».

— Выставки книг.

— Сочинения о семье.

Приложение 3.

 

Подпрограмма «Здоровье»

 (Направление «Здоровье»)

Цель: поиск оптимальных средств для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания в течение всего времени обучения.
  2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  4. Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
  5. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращение роста заболеваемости учащихся школы.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  7. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
  8. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со  всеми  заинтересованными службами.

Основные направления реализации:

—        Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

—        Диагностика и коррекция  развития учащихся.

—        Организация рационального питания.

—        Организация бесед с врачами-специалистами, направленных на формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей.

—        Соблюдение валеологических требований на уроке (физкультминутки, подвижные перемены).

—        Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

—        Проведение месячников по здоровому образу жизни.

—        проведение тематических родительских собраний.

—        Отработка механизмов взаимодействия всех заинтересованных служб.

—        Тематические беседы с детьми.

—        Планирование занятости детей в каникулярный период.

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы:

 

Название мероприятия

 

Класс

 

Форма

 

Время проведения

1

 

Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.)

5

 

Игра, упражнения

 

Ежегодно,

В течение года

2

 

«Мой режим дня»

 

2-5

 

Беседа

 

Ежегодно,

Сентябрь

3 Медосмотры 1-9 Профосмотр Ежегодно

4

 

«Познай себя»

 

7-9

 

Тесты

 

Ежегодно,

4 четверть

5 «На зарядку становись!»

1-9

 

Зарядка

 

Ежедневно
6 «Человек и здоровье» 1-9 Тематические уроки ОБЖ Ежегодно

7

 

«Здоровье наших детей»

 

1-9 Тематические родительские собрания Ежегодно

8

 

«Безопасное колесо»

 

1-9 Кл.часы

Ежегодно,

Апрель

9

 

«Что такое здоровье?»

 

5-9

 

Беседа

 

Ежегодно,

ноябрь

10

 

Веселые старты

 

1-9

 

Спортивные эстафеты

 

Каждое полугодие

11

 

Спортивные секции

 

1-9

 

Спортивные секции

 

3 раза в неделю

12

 

«Сделаем мир чище»

 

1-9

 

Субботники

 

Ежегодно, 1,4 четверти

13

 

«Как прекрасен этот мир…»

 

1-9

 

Экскурсии, прогулки

 

Каждую четверть

14

 

«Гигиена подростка»

 

7,8,9

 

Беседы

 

Ежегодно,

Октябрь

 

15

 

«Берегите здоровье»,  «В здоровом теле — здоровый дух»

 

8,9

 

Беседа, лекция

 

ежегодно,

декабрь

16

 

«Чёрные буквы» (о наркомании)

9

 

Тренинг, интеллектуальная игра

Ежегодно,

Декабрь

17

 

«Я выбираю жизнь»

 

7-9

 

Конкурс плакатов

 

Ежегодно, ноябрь

18

 

«Я и мое здоровье»

 

2-6

 

Викторины

 

Ежегодно,

Октябрь

19

 

Курить и пить – здоровью вредить

5-9

 

Выставка рисунков

 

Ежегодно,

Сентябрь

20

 

Выход есть: живи без наркотиков 9 Акция

Ежегодно,

Декабрь

21

 

День Здоровья

 

1-9

 

Спортивно-оздоровительное мероприятие 1 раз в четверть

 

 

Предполагаемый результат деятельности:

1.- Постепенное снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.

— Сформировано представление  о здоровом образе жизни у педагогов, учащихся и родителей.

— Расширение и углубление знаний учащихся о своем организме и действии на него различных факторов.

— Сформировано негативное отношение к алкоголизму, курению и наркомании.

— Соблюдение учащимися, педагогами и родителями правил здорового образа жизни.

2.- Оформленные стенды.

— Нарисованные плакаты.

— Разработки мероприятий.