Портал Управления образования Вагайского района Тюменской области


Архив новостей
Полезные ссылки




























Программа «Здоровье»

 

Иртышская основная общеобразовательная школа,

филиал МАОУ Бегишевская СОШ

Вагайский район Тюменская область

Рассмотрена на Управляющем совете школы

Протокол № 1 от «29» августа 2016г.

Председатель Управляющего совета

______ А.Д. Мамонтова

                                Утверждаю:

зав.филиалом _______

                   В.А. Мингалева

«29» августа 2016г.

 

 

 

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

 

Комплексно — целевая программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 

(2016 —  2020 г.)

 

 

 

 

Цель Программы

Формирование знаний, установок, личностных ориентиров обучающихся, их родителей и педагогов, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения программ общего образования.

 

Задачи Программы

  1. Сформировать у обучающихся представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни (гигиена, питание, режим дня, учебы, отдыха, двигательной активности, эмоциональная разгрузка, позитивное коммуникативное общение).
  2. Дать участникам образовательного процесса представление о негативных факторах риска здоровью детей, о причинах возникновения зависимостей от психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
  3. Создать здоровьесберегающую инфраструктуру школы, стимулирующую стремление детей и педагогов к здоровому образу жизни.
  4. Организовать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, направленную на повышение эффективности учебного процесса, с учетом снижения чрезмерного функционального напряжения и утомления.

5.В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования включить одним из направлений –  спортивно-оздоровительное, используя возможности школы и учреждений дополнительного образования.

  1. Организовать мониторинг психологического, физического, социального здоровья обучающихся.

Основные исполнители

 

 

Наименование программы: Комплексно-целевая программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «ЗДОРОВЬЕ»

Сроки и этапы реализации программы: 2016 -2020 г.г.

Организационный этап – сентябрь-декабрь 2016 г.- анализ состояния и планирование работы школы по здоровьесбережению субъектов образовательного процесса.

Внедренческий этап – январь 2017 г.- май 2018 г.- организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, просветительской и методической работы с педагогами, родителями (законными представителями), внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, направленных на формирование ценности здоровья  и здорового образа жизни.

Аналитический этап – июнь-август 2019 г. – анализ и корректировка результатов реализации программы

Основания для разработки Программы

Закон РФ «Об образовании». В редакции от 29.12.2012г. №273ФЗ

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

 

Ожидаемые конечные результаты Программы:

Реализация мероприятий Программы позволит:

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Состояние здоровья детского населения в целом по России характеризуется как национальная катастрофа. По данным Министерства здраво­охранения и социального развития РФ и Госкомэпиднадзора, лишь 10-14% детей практически здоровы, около 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% -хронические заболевания. Среди заканчивающих школу здоровые составляют 10%. Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в 1-й класс, неблагоприятным образом сказывается на их адаптации к учебным нагрузкам, режиму школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе в два раза возрастает число нервно-психических расстройств у обучающихся.

 

Кроме этого, к числу приоритетных, разрушающих здоровье детей, ученые относят пассивность семьи в вопросах сохранения здоровья ее членов, нерациональное питание, стрессовые ситуации в окружении детей (алкоголизацию, курение, наркоманию), недостаточную активность медицинских служб. Прогнозируется дальнейшее ухудшение состояние здоровья школьников за счет таких факторов, как скрытая интенсификация учебного процесса, техническое переоснащение школ, недостаточный уровень компетентности педагогов в вопросах сохранения здоровья обучающихся.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской федерации» предусматри­вают создание условий для повышения качества общего образования, оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса. В этих целях, наряду с дру­гими мероприятиями, предполагается: проведение оптимизации учебной, психологической и физи­ческой нагрузки учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья, в том числе за счет использования эффективных методов обучения, повы­шения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга со­стояния здоровья детей и молодежи.

В    современных    условиях сложились    неблагоприятные    тенденции в демографических    процессах    и    состоянии    здоровья    детей;    их    острота    требует  безотлагательного решения.

В настоящее время дети очень мало бывают на свежем  воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются  физическим трудом, а большую часть досуга  проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.

Статистические данные  по школе свидетельствуют об  увеличении  детей со стойкими хроническими заболеваниями, увеличении количества детей-инвалидов, рост близоруких детей. Медицинские осмотры юношей призывного возраста показывают, что половина из них нездорова.

Росту заболеваемости и инвалидности, способствует  ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы школы, отсутствие для большинства детей возможности оздоровления и полноценного отдыха в летнее время, использование компьютерной техники низкого качества.

Реализация  школьной   целевой   программы   «Здоровье»   позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся. 

Основные принципы Программы.

  1. Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.
  2. Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
  3. Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в широкое движение по созданию здоровой педагогической среды.

 

 

Основные направления Программы.

 

 

 

Механизмы реализации Программы

Программа реализуется в следующих направлениях:

— просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом;

— физкультурно-оздоровительная деятельность;

— психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса;

— медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;

— просветительская работа с родителями;

— урочная и внеурочная работа с обучающимися.

Просветительскую и методическую работу с педагогическим коллективом осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе и по безопасности жизнедеятельности, школьный фельдшер, педагог-психолог. Ими проводятся практические семинары, методические дни, педагогические советы, информационные часы, консультации.

Физкультурно-оздоровительную деятельность в школе осуществляют учителя физической культуры под руководством заместителей директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе, по безопасности жизнедеятельности. Наиболее интересные формы физкультурно-оздоровительной деятельности:

— дни здоровья, День ГО, осенний кросс;

— спортивные праздники совместные с семьями обучающихся;

— малые спартакиады школьников;

В рамках психолого-педагогического сопровождения проводятся консультативные, развивающие занятия для будущих первоклассников и младших школьников, для старшеклассников в предэкзаменационный период.

Большое внимание уделяется медицинской профилактике, санпросвет работе, мониторингу здоровья обучающихся, который проводится ежегодно медицинским работником ФАП и учителя  по ОБЖ.

В рамках просветительской работы с родителями классные руководители, медицинский работник ФАП, педагог- логопед проводят  родительские собрания, посвященные вопросам сохранения здоровья детей.

В урочную и внеурочную работу с обучающимися включены вопросы профилактики болезней, употребления ПАВ, здорового образа жизни.

 

 

Анализ состояния здоровья учащихся за 2015-2016 учебный год

 

Виды заболеваний К-во детей Процент
1 Заболевание органов пищеварения 0 ч.
2 Болезни глаз 2 ч. 3%
3 Болезни органов дыхания 81 ч. 124%
4 Другое (нервные, дерматит и др.) 35 ч. 53%

 

 

Распределение учащихся по группам здоровья

Группа здоровья 1-4 класс 5-9 класс Всего чел. %
1 1 группа 0 ч. 0 ч. 0 ч.
2 2 группа 63 ч. 0 ч. 63 ч. 96%
3 3 группа 0 ч. 2ч. 2 ч. 3%
4 4 группа 0 ч.

 

 

Распределение учащихся по группам физического воспитания

Группа физ.воспитания 1-4 класс 5-9 класс Всего чел. %
1 Основная 27 ч. 33 ч. 60 ч. 92%
2 Подготовительная 0 ч. 3 ч. 3 ч. 4%
3 Специальная 2 ч. 0 ч. 2 ч. 3%
4 Освобождены  от уроков физкультуры 2 ч. 0 ч. 2 ч. 3%

 

 

Учитывая вышеизложенное, и в связи с ориентацией педагогического коллектива

на принципы построения модели школы непрерывного образования, становится

очевидной необходимость разработки специальной комплексной программы "Здоровье",

предусматривающей целенаправленную систематическую работу в триаде: учитель —

ученик – родитель. 

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

 

Этап Наименование мероприятий Исполнитель
  1. I. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в школе.
1.1 Осуществление контроля за соблюдением норм САНПиНа.

педагог организатор Хуртова Н.С. 

Фельдшер Мамонтова А.Д.

1.2. Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и др. формы работы по вопросам культуры сбережения здоровья. медодист  Бешенцева Ж.Г.
1.3. Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, учебных, диагностических, оздоровительных программ. методист  Бешенцева Ж.Г..
  1. II. Организация и проведение диагностических мероприятий.
2.1. Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся Соц.педагог Яковлева Е.В.
2.2. Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки Соц.педагог Яковлева Е.В.

III. Организация профилактических, оздоровительных и

коррекционных мероприятий для обучающихся.

3.1. Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов.

зав. филиалом Мингалева В.А.

Работники школьной столовой Марингос Е.Н., Огорелкова Е.Н.

3.2. Психологическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях. классные руководители
3.3. Работа по закаливанию обучающихся младших классов.  учитель физ-ры и нач. классов
  1. IV. Формирование системы знаний о здоровьесбережении
4.1.

Различные формы урочной и внеурочной деятельности.

Проведение классных часов, бесед, дискуссий по темам:

—    «Мода и здоровье»

—    «Экология и здоровье»

—    «Преимущества жизни без сигарет, алкоголя, наркотиков».

—    «Правильное питание и различные диеты»,

—    «Любовь и здоровье»

—    «Милосердие, доброта и здоровье»

—    «Компьютерные игры и здоровье»

—    «Музыка и здоровье»

—    «Что такое душевное здоровье?»

—    «Мой нравственный выбор»

—    «Наступит ли мода на здоровье?»

 учитель физ-ры, кл.руководители, соц.педагог  Яковлева Е.В.
4.2. Организация и проведение спортивных праздников для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся. педагог организатор Хуртова Н.С.,  учитель физ-ры Зонов Ю.Л.
  1. V. Работа с родителями обучающихся.
5.1. Различные формы работы  с родителями обучающихся (родительские собрания, лектории, участие в спортивных соревнованиях  и т.д). педагог организатор Хуртова Н.С., родительский комитет, классные руководители.
  1. VI. Внешние связи в рамках реализации комплексно-целевой

программы «Школа здоровья».

6.1. Установление связей с общественными и другими заинтересованными организациями Администрация.
6.2. Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все СМИ. педагог организатор Хуртова Н.С.,

 

 

  1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состоя­ния здоровья учащихся. Медицинская диагностика
  Мероприятия Срок Класс Ответственный
1 Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп Сентябрь 1-9 классные руко­водители, учитель физкультуры
2 Анализ случаев травматизма в школе В течение года 1-9 заместитель ди­ректора по воспита­тельной работе и зам. директора по безопасности
3 Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни В течение года 1-9 классные руко­водители, зам. директора по УВР

 

 Мониторинг здоровья учащихся.
1 Тестирование оценки психофизического состоя­ния и функционирования возможностей ор­ганизма человека В течение года 1-9 Учитель физкультуры
2 Психологический мониторинг здоровья уча­щихся: • тест на адаптацию в начальной школе, основной  школе; • тест на тревожность Сентябрь-январь 1,5 Классные руководители
 

 

  1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении
1 Эстетическое оформление класса и школы В течение года 1-9 Администрация школа
2 Рациональное расписание уроков, не до­пускающее перегрузок (соблюдение требо­ваний СанПиНа) В течение года 1-9 Зам. директора по УВР
3

Смотр кабинетов, их соответствие гигиени­ческим требованиям:

проветривание; • освещение; • отопление;  • уборка

Ежедневно Все по­мещения Директор школы
4 Контроль за качеством питания и питьевым режимом Ежедневно   Бракеражная комиссия, директор школы
5 Диагностика загруженности учащихся до­машними заданиями В течение года  1-9 Зам. директора по УВР
6 Организация активного отдыха на переме­нах Постоянно 1-4 Классные руково­дители, отряд Вожатых
  1. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
1 Прививки детей согласно приказам Мин­здрава В течение года 1-9 Фельдшер ФАП
 2 Профилактическая работа во время эпиде­мий В течение года 1-9 Фельдшер ФАП
3 Профилактическая работа через беседы, Уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы В течение года 1-9 Классные руководители, Фельдшер ФАП
  1. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга.
1 Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры В течение года 1-9 Учитель физкуль­туры
2 Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций В течение года 1-9 Учитель физкуль­туры, учителя на­чальной школы, заместитель директора по ВР
3 Организация школьных соревнований и участие школьников в районных соревнованиях В течение года 1-9 Классные руково­дители, учитель физкультуры
4 Организация дней здоровья, прогулок,  экскурсий В течение года 1-9 Заместитель ди­ректора по воспи­тательной работе, классные руково­дители, учитель физической культуры
5 Работа спортивных секций В течение года 1-9 Учитель физкуль­туры
6 Физкультминутки на уроках ежедневно 1-9 Учителя – предметники и начальных классов

 

  1. Профилактика травматизма
1 Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, темати­ческие классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов) В течение года 1-9 Заместитель ди­ректора по воспи­тательной работе, классные руково­дители
2 Тематические уроки по профилактике трав­матизма в рамках курсов ОБЖ и «ОЗОЖ» По про­грамме 1-9 Преподаватель ОБЖ, преподава­тель биологии, учи­теля начальной школы
3 Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности Сентябрь, январь 1-9

Ответственный поТБ

классные руково­дители

4 Статистика и анализ случаев травматизма в школе В течение года 1-9 Ответственный поТБ
  1. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
1 Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, биологии и «ОЗОЖ» В течение года 1-9 Преподаватель ОБЖ, учитель биологии
2 Тематические классные часы В течение года 1-9 Классные руково­дители
3 Тематические родительские собрания В течение года 1-9 Классные руково­дители, замести­тель директора по ВР
4 Конкурсы, викторины По плану 1-9 Заместитель ди­ректора по воспи­тательной работе, классные руково­дители

 

 

 

Заключение

Данная программа «Здоровье» рассчитана на 5 лет и предполагает посто­янную работу по ее дополнению и совершенствованию.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

 

 

 

Литература:

 

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. –. 2005.- № 3.
  2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2004. — № 2.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
  4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2007, 208 с. – (Мастерская учителя).
  5. Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после, 2003. №5.
  6. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2005. — № 3.
  7. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ. 2005.
  9. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2005, №3.