Моя малая Родина
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» ____________________С.С.Лысов «____»__________________2014г. |
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель Тюменского областного общественного детского движения «ЧИР» _______________С.Л.Максимова «____»_________________2014г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении областного (заочного) конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Тюмень, 2014
1.Общие положения
1.1. Областной (заочный) конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее — Конкурс) проводится ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» и Тюменским областным общественным детским движением «ЧИР» в рамках всероссийских мероприятий Федерального детского эколого-биологического центра на 2015 год (Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»).
1.2. Цель проведения Конкурса — воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию Тюменской области в частности и России в целом, направленных на формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Задачи Конкурса:
- привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
- развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней;
- выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;
- распространение этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;
- развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
- содействие социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.
- Участники Конкурса
2.1. В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных учреждений в возрасте с 12 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.
2.2. Допускается индивидуальное и коллективное участие.
- Содержание, сроки и порядок проведения Конкурса
3.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
Для обучающихся в возрасте с 14 до 18 лет:
- «Гуманитарно-экологические исследования» (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);
- «Традиционная культура» (рассматриваются практические проекты, направленные на сохранение и воспроизведению явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающие взаимоотношения этноса с природным окружением, а так же предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, отражающих природные объекты и явления);
- «Эколого-краеведческие путеводители» (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины, направленные на развитие сельского и экологического туризма);
- «Публицистика в защиту природы и культуры» (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, а так же видеосюжеты, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды).
Для обучающихся в возрасте с 12 до 14 лет:
- «Живой символ малой родины» (рассматриваются живописные и другие художественные работы, в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать его предпочтение — в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.);
3.2. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:
- история природопользования и охраны природы;
- традиционное природопользование и окружающая среда;
- природные промыслы, изделия из природных материалов;
- природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, символике, орнаменте и др.;
- природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
- сакральные природные объекты;
- травы и иные природные средства в народной медицине;
- экологические аспекты образования поселений;
- природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;
- отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.
Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.
3.3. Конкурс проводится в три этапа:
I – областной (заочный) этап – 10 ноября -25 декабря 2014 г.;
II — федеральный (заочный) этап — февраль 2015 г. (участвуют победители областного (заочного) этапа);
III — финальный (очный) этап — апрель 2015 г.
3.4. Формы представления конкурсных работ:
- учебно-исследовательская работа — в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
— проекты – в номинации «Традиционная материальная культура»;
— видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями) – в номинации «Традиционная нематериальная культура»;
— путеводитель или описание маршрута, тропы — в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
— публицистическое произведение (статья, эссе, очерк и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;
— художественная работа (рисунок и др.) и сочинение — в номинации «Живой символ малой родины».
3.5. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (приложение 1).
3.6. На Конкурс не допускаются работы:
— не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);
— не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ;
— занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях всероссийского уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах;
— не соответствующие возрастной категории, к которой отнесена номинация (пункт 3.1.) ;
— по которым выявлены признаки плагиата.
3.7. Оценка конкурсных работ проводится в соответствии с критериями (приложение 2). Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.
3.8. Работы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются. При согласии автора возможна полная или частичная публикация материала с соблюдением авторских прав.
3.9. От каждого участника на конкурс направляется не более 6 работ, то есть по одной работе в каждой номинации.
3.10. Работы вместе с аннотациями, анкетой-заявкой (приложение 3) направляются в Оргкомитет до 25 декабря 2014 г. (по почтовому штемпелю) по адресу: 625026, г. Тюмень, ул. Геологоразведчиков, 6а, каб.211 ( с указанием «Конкурс «Моя малая родина»).
3.11. По итогам оценки конкурсных работ областного (заочного) этапа определяются участники федерального (заочного) этапа Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос».
- Руководство Конкурсом
4.1. Общее руководство по подготовке и проведению Конкурса осуществляет Оргкомитет, который создается ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ» из числа сотрудников и специалистов образовательных учреждений и заинтересованных организаций и ведомств (приложение 4).
Оргкомитет:
— утверждает состав жюри Конкурса, победителей и призеров Конкурса;
— организует работу по регистрации конкурсных работ, окончательному распределению работ по номинациям и по отбору победителей;
— информирует об итогах Конкурса.
Решение Оргкомитета оформляется протоколом и утверждается председателем Оргкомитета.
4.2. Жюри Конкурса:
— оценивает конкурсные работы участников в соответствии с критериями (приложение 2);
— определяет победителей и призёров в каждой из номинаций Конкурса по среднему баллу всех членов жюри.
4.3. Решение жюри по каждой номинации Конкурса оформляется протоколом и утверждается председателем жюри.
- Награждение
5.1. Все участники областного (заочного) этапа конкурса награждаются дипломами.
5.2. Победители (1-е место) и призеры (2-е и 3-е место) каждой из номинаций Конкурса награждаются дипломами.
5.3. Руководители конкурсных работ участников, призеров и победителей награждаются грамотой Оргкомитета конкурса.
5.4. По решению Оргкомитета отдельные участники могут награждаться поощрительными грамотами и призами, приобретенными за счет средств ТООДД «ЧИР».
- Финансирование
6.1. Финансирование конкурса осуществляется за счет средств ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ», ТООДД «ЧИР и привлеченных средств.
Приложение 1
Требования к оформлению конкурсных работ
- Общие требования к конкурсным работам
- Каждая конкурсная работа должна сопровождаться отдельной анкетой-заявкой, заполняемой автором (приложение 3).
- Все текстовые материалы должны быть представлены на русском языке. Принимаются работы набранные на компьютере. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены (степлером, в скоросшивателе и т.п.), страницы пронумерованы. Формат текстового материала — не более А-4.
- Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): название учреждения и объединения; тема работы; фамилия и имя автора(-ов), класс; Ф.И.О. (полностью) и должности руководителя работы и консультанта (если имеются); название населенного пункта и субъекта Российской Федерации; год выполнения.
- Материалы в электронном виде (фото- и видеоматериалы) присылаются на CD или DVD, диск обязательно должен быть подписан. В номинациях «Гуманитарно-экологические исследования», «Эколого-краеведческие путеводители» материал в электронном виде возможен лишь как дополнение к печатному тексту.
- Требования к учебно-исследовательской работе
2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:
- титульный лист, на котором обязательно указываются: название образовательной организации, при которой выполнена работа; регион и населенный пункт; название детского объединения; тема работы; фамилия, имя, отчество автора; класс; фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя конкурсной работы (полностью) и консультанта (если имеется), год выполнения работы;
- содержание с указанием глав и страниц;
- введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;
- обзор литературы по теме исследования;
- методика исследования — описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
- основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;
- заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;
- список использованных источников и литературы.
2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративный материал может быть дан в основном тексте или в приложении к работе.
2.3. При использовании литературы источники указываются в конце работы (см. пункт 2.1.), а в тексте приводятся ссылки.
2.4. Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.
- Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту
3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий, связный рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.
- Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.
- В тексте могут раскрываться следующие вопросы:
- история поселения (-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;
- природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);
- сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);
- население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.);
- основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);
- традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);
- современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их решения).
- Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения – на усмотрение авторов. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения о его апробации и использовании.
- При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.
- Требования к публицистическому произведению
- Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем в печатном варианте не должен превышать 40 000 знаков (примерно 20 стандартных машинописных страниц). Видеосюжеты (файлы, записанные на CD,DVD) по продолжительности не должны превышать 7 минут.
- Требования к проектам номинации «Традиционная культура»
- Проект должен состоять из двух разделов:
- история вопроса (соответствует теме проекта), где раскрывается его актуальность, цель и задачи; описание особенностей (национального костюма, предмета быта, рукоделия, культа, песни, танцы, обряды, игры и др.), а так же технологий;
- практические результаты, где необходимо продемонстрировать практическую значимость содержания первого раздела проекта. Это может быть, проведение какого-либо праздника, обряда, игр и другое.
Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора – видеозаписи на DVD- и CD-дисках, фотографии, рисунки и др.).
- Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»
Под «живым символом» понимается объект живой природы (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.
Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).
Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».
Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).
Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному и растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.
- Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.
- От каждого участника или коллектива ожидается не более, чем по два рисунка (или иной художественной работы) с относящимися к ним обоснованиями-сочинениями (животное-символ и растение-символ соответственно).
На конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм.). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя.
На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе(-ах): Ф.И.О., место проживания автора(-ов), почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы.
- К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более трёх страниц формата А4 (стандартный шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала). Текст может быть набран на компьютере, либо разборчиво написан от руки. В нем также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора(-ов), возраст, номер школы и класса, название работы).
6.4 Работы участникам Конкурса не возвращаются.
6.5 Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.
Приложение 2
Критерии оценки конкурсных работ
- Критерии оценки работ по номинации «Гуманитарно-экологические исследования»
- качество оформления: структура, наглядно-иллюстрированный материал и др.
- постановка цели и задач, актуальность темы и её обоснование;
- применение комплексного, междисциплинарного подхода;
- теоретическая проработанность темы, использование литературы;
- обоснованность выбора методики;
- достаточность собранного материала и полнота его представленного;
- глубина проработанности и осмысления материала;
- значимость и обоснованность выводов;
- практическая значимость и (или) научная новизна исследования;
- Критерии оценки работ по номинации «Эколого-краеведческие путеводители»
- стиль изложения, выразительность;
- степень информативности описания;
- использование комплексного, междисциплинарного подхода;
- достоверность и уровень подачи сведений о природе;
- достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;
- оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
- качество картографического материала;
- возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;
- использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.
- Критерии оценки работ по номинации «Публицистика в защиту природы
и культуры»
- актуальность поднятой проблемы;
- глубина осмысления темы;
- компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
- наличие и уместность комплексного взгляда на проблему;
- оригинальность концепции и изложения;
- информативность;
- адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;
- стилистическая грамотность, образность, характер детализации;
- применение комплексного, междисциплинарного подхода;
- наличие опубликованного материала по заявленной теме (в том числе в сети Интернет).
- 4. Критерии оценок работ по номинации «Традиционная культура»
- соблюдение требованиям к оформлению проекта;
- объем и глубина проработки изученного материала;
- применение комплексного, междисциплинарного подхода;
- соответствие содержания проекта традициям изучаемого региона;
- техника изготовления предмета или исполнения произведения;
- полнота и точность воспроизведения;
- соответствие стиля подачи материала представляемой традиции;
- качество иллюстративного материала:
- фотографии – качество и композиционное решение;
- видеофрагменты – режиссура и операторская работа.
- практическая значимость проекта.
- Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»:
— соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, его соответствие требованиям к оформлению;
— оригинальность работы,
— информативность, убедительность и художественность сопроводительного текста,
— значимость объекта и обоснованность выбора, соответствие символа природным особенностям местности и культурно-историческим традициям населения;
— качество художественного изображения;
— стилистика сопроводительного текста: художественность, образность, эмоциональность и убедительность;
— научность представленного материала;
— применение комплексного, междисциплинарного подхода
— перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т. д.
Приложение 3
АНКЕТА-ЗАЯВКА
на участие в Областном (заочном) конкурсе
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
(заполняется автором)
- Название работы _________________________
- Предполагаемая номинация
- Фамилия, имя, отчество автора (полностью)
- Дата рождения (число, месяц, год)
- Домашний адрес (с индексом), e-mail, телефон (кодом)
- Место учебы (образовательная организация, класс, курс) или работы (организация должность)
- Организация, на базе которой выполнена конкурсная работа
— полное название (по уставу)
-адрес с индексом
— телефон, факс (с кодом)
— e-mail сайт
- Точное название объединения обучающихся (школьное лесничество, кружок, клуб и т.п.)
- Фамилия, имя, отчество руководителя работы, его место работы и должность, ученая степень и звание (если имеется)
- Контактные данные руководителя (e-mail, телефон с кодом)
- Консультант работы (если имеется)
- Согласие на публикацию: да / нет (нужное подчеркнуть)
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» даю согласие в течение 5 лет использовать мои вышеперечисленные данные для составления списков участников Конкурса, опубликования списков на сайте, создания и отправки наградных документов Конкурса, рассылки конкурсных материалов, использования в печатных презентационных/методических материалах Конкурса, предоставления в государственные органы власти, для расчета статистики участия в Конкурсе, организации участия в выставках.
Дата заполнения « » 20_____ г.
Подпись участника _______________
Подпись руководителя ______________(_______________)
Ф.И.О.
Приложение 4
|
Состав Оргкомитета Областного (заочного) конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Максимова
Светлана Леонидовна (председатель оргкомитета)
|
- | заведующий эколого-биологическим отделением ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ»,
председатель ТООДД «ЧИР»;
|
Бусыгина
Екатерина Андреевна
Черепкова Галина Калистратовна
|
-
- |
инструктор-методист ЭБО ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ»;
методист ЭБО ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ»;
|
Ермакова
Дарья Сергеевна
|
- | канд. ист. наук, преподаватель ТГАКИИСТ;
|
Васиховская
Наталья Сергеевна |
- | канд. ист. наук, преподаватель ТюмГУ
(по согласованию).
|