Портал Управления образования Вагайского района Тюменской области


Архив новостей
Полезные ссылки










Программа лагеря

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Иртышская основная общеобразовательная школа

Вагайского района Тюменской области

 

Программа

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

МАОУ Иртышская ООШ

«Дорогою добра»

(комплексная, краткосрочная)

 Паспорт программы

Номинация, по которой предоставляется программа Комплексная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних
Полное название программы Комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дорогою добра»
Адресат проектной деятельности

— дети Тюменской области от 6,5 до 16 лет;

Приоритет имеют:

— обучающиеся МАОУ Иртышская ООШ Вагайского района Тюменской области;

— дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;

— дети различных учетных категорий;

— дети с ограниченными возможностями здоровья;

— 50 человек (первая смена)

Сроки реализации программы июнь 2015 г.
Цель программы создание благоприятных условий для утверждения в жизни детей идеалов добра и красоты, духовного и культурного совершенства, физической и моральной стойкости, через реализацию игровой модели организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних
Задачи

—         усвоение, обобщение и систематизация предметных знаний при проведении мероприятий интеллектуального содержания;

—         мотивирование к получению новых знаний, расширению кругозора при решении поставленных задач, ситуаций;

—         активизация исследовательской деятельности;

—         пропаганда читательской культуры;

—         развитие индивидуальных способностей детей (творческих, коммуникативных, лидерских, организаторских и т.д.);

—         формирование трудовых навыков, привлечение к социально-значимой деятельности;

—         формирование нравственных представлений о ценностях культурно-исторического наследия России;

—         привитие культуры поведения, моральных устоев, социальных норм, эстетического вкуса, толерантности;

—         сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;

—         привитие навыков здорового образа жизни, санитарно-гигиенической культуры;

—         профилактика ассоциальных явлений, вредных привычек, употребления ПАВ;

—         укрепление физического и психического здоровья детей и подростков;

—         профилактика детской безнадзорности в каникулярное время;

—         организация работы с  подростками группы «особого внимания»;

—         создание щадящего режима для детей с ОВЗ;

—         укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Краткое содержание программы

Время летних каникул составляет значительную часть свободного времени детей. Этот период отдыха и оздоровления наиболее благоприятен для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Текущий 2015 год знаменателен такой датой, как 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, год назван Годом литературы. Именно поэтому ведущей идеей при создании программы стало — создание условий, утверждающих в жизни детей идеалы добра и красоты, духовного и культурного совершенства, физической и моральной стойкости.

Выбранная игровая модель «Экскурсия по городу Доброграду» предусматривает разнообразные формы работы. Каждый день в соответствии с путеводителем насыщен мероприятиями: посещение достопримечательностей города, музеев, театров, библиотек, досуговых и спортивных центров, исследовательских институтов и т.д. В течение дня ребятам будут предложены и познавательные, и развлекательные, и спортивные виды деятельности, все это будет происходить в процессе игры, творчества, выполнения проектов, соревнований.

Таким образом имеется возможность в максимальной степени охватить все направления воспитания, развития, обучения детей; реализовать поставленные цель и задачи, в интересной, ненавязчивой, приближенной к реальности и жизненным ситуациям форме.

При написании программы учтены принципы, заложенные в воспитательной системе школы.

Ожидаемый результат

—         Укрепление здоровья отдыхающих: 100% охват детей спортивными и оздоровительными мероприятиями; нулевой показатель заболеваемости в период организации смен.

—         удовлетворение индивидуальных запросов через экскурсии, творческие выставки, работу кружков ;

—         сохранение и укрепление физического и психологического  здоровья детей и подростков;

—         расширение кругозора детей, развитие их организаторских, лидерских  и творческих способностей.

—         отсутствие травматизма, сохранение и улучшение физических показателей.

Название организации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Иртышская основная общеобразовательная школа
Почтовый адрес учреждения, телефон

Индекс 626263 п.Иртыш Вагайский район Тюменская область

Ул. Кедровая д.2

Тел/ф. 8 (345) 3934394

Электронный адрес: irtish2@mail.ru

ФИО руководителя учреждения Мингалева Валентина Аркадьевна, директор школы
ФИО автора программы Бешенцева Жанна Григорьевна, заместитель директора по УВР
Финансовое обеспечение программы МАОУ Иртышская ООШ, средства областного и муниципального бюджетов, родительские средства

 

Оглавление

 

Пояснительная записка                                                                                    6

Цель и задачи программы                                                                     10

Участники программы                                                                                     10

Этапы реализации программы                                                              11

Сроки действия программы                                                                   13

Содержание деятельности                                                                      13

Механизм реализации программы                                                               16

Условия реализации программы                                                                  23

Ожидаемые  результаты                                                                                27

Мониторинг воспитательного процесса                                                      29

Список литературы                                                                                        29

Приложение                                                                                                    31

 

Пояснительная записка

 

Нормативно-правовая база

Разработка программы «Дорогою добра» деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Доброград» организованного на базе МАОУ Иртышская ООШ, осуществляется на основе:

 

Анализ работы за летний период 2014 года

Время летних каникул составляет значительную часть свободного времени детей. Этот период отдыха и оздоровления наиболее благоприятен для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Большинство детей нашей школы из малообеспеченных семей (76%), лишь малая часть родителей может позволить приобрести путевки в загородные лагеря, санатории, свозить в путешествия. Для большей части семей лагерь на базе школы — единственный доступный вид организации досуга детей, где они не только отдохнут, но и будут полноценно накормлены и оздоровлены.

В летний период 2014 года в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» обучающиеся школы и будущие первоклассники имели возможность организованно провести каникулярное время. Отдых был организован в течение 1 смены (июнь). Всего отдохнуло 50 детей, что составило 91% обучающихся школы. По результатам медицинских осмотров на начало и конец смен отмечена положительная динамика в физическом развитии детей. Посещаемость лагеря – 100%.

Организованно прошел подготовительный период: в установленные сроки была подготовлена необходимая документация для открытия лагеря, проведена информационно-разъяснительная работа с родителями, оформлены заявления и заключены договора. Были созданы условия для реализации программы, обновлено материально-техническое оснащение. Педагогический и обслуживающий персонал, поставщик продуктов, медицинский работник п.Иртыш, водители автобусов прошли специальную подготовку на семинарах.

Работа велась по следующим направлениям:

— физкультурно-оздоровительное направление (охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития учащихся, улучшение физической и умственной работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни);

— художественно — эстетическое направление (развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству);

— экологическое направление (формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней);

— духовно-нравственное направление (воспитывать активную гражданскую позицию, формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям).

Работали кружки по интересам: «Мой веселый звонкий мяч», «Театр», «Чудеса своими руками», «Школьный музей»

Программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Было создано два разновозрастных отряда: 1-начальные классы, 2-старшие классы. Ребята окунулись в увлекательное кругосветное путешествие на «корабле «Алые паруса», ежедневно ими открывались новые острова. Каждый остров это тематический день, в течение которого проводилось тематическое мероприятие, обязательным каждый день были оздоровительные и спортивные мероприятия.

К сожалению, отдых был омрачен погодными условиями, июнь выдался холодным, дождливым, большинство мероприятий пришлось проводить в стенах школы. Но несмотря на это, воспитатели умело организовали деятельность детей в помещении. Не было уменьшено количество оздоровительных и спортивных мероприятий, запланированных экскурсий на свежем воздухе.

В отрядах было организовано самоуправление, велся учет достижений каждого воспитанника. По окончанию смены, был проведен заключительный концерт, где воспитанники представили свои творческие работы, выполненные за смену, показали художественные номера. Органами детского самоуправления были подведены итоги соревнований в отрядах, отмечены личностные результаты каждого воспитанника. Каждый ребенок получил грамоту и сладкий приз за свои достижения, показанные ими рекорды, ни один ребенок не остался без внимания.

Поставленные задачи были выполнены, цель программы достигнута.

Во время постлагерного периода был проведен анализ данных психолого-педагогических диагностик, проанализированы предложения по дальнейшему развитию, внесенные детьми, родителями, педагогами. Анкетирование, опрос родителей и детей показал, что работа оздоровительного летнего лагеря была эффективной, интересной и эмоциональной (удовлетворенность родителей — 92%, удовлетворенность детей — 98%).

В частности были следующие отзывы и предложения: самые яркие впечатления для ребят принесла экскурсия в Абалакский туристический центр, Тобольский музей-заповедник, игры на местности («зарница», поиск клада), очень понравились закаливающие процедуры с водой (обливания, брызганье — 100 % детей отметили в плюсах), экскурсии-походы на берег реки, 100% детей отметили посещение мероприятий, конкурсных программ в сельском клубе, из проведенных мероприятий дети отмечали игры с музыкой, спортивные соревнования, запоминающимся для многих ребят стал день Мистер и Мисс Лето. Множество отзывов о хорошем питании.

В отрицательных моментах ребята отмечали следующее: строгий режим дня (когда хочется просто пообщаться, а нужно участвовать в мероприятиях, что воспитатели требовали строгого соблюдения дисциплины), это отметили 50%!

Ребята вынесли и свои предложения: проводить больше совместных мероприятий между отрядами (старшими с младшими), чаще ходить в походы, организовать поездки в кинотеатр, на аттракционы.

Обоснование программы

Из проведенного анализа следует, что необходимо уделить больше времени на экскурсии, проведение мероприятий на местности (поиск клада, соревнования, зарницы), учесть отзывы о режиме, сделать его более динамичным, воспитателям чувствовать настроение, пожелания ребят, обустроить уголки отдыха для общения; если детям хочется просто посидеть отдохнуть, пообщаться друг с другом, то не принуждать их участвовать в мероприятиях, дать возможность выбора. То же и к дисциплине, позволять детям выплескивать их энергию (продумать ненавязчивые мероприятия где они могут вволю бегать и кричать). Конечно же продолжить использовать формы работы указанные детьми положительными. Все эти предложения учтены при создании программы «Дорогою добра».

Текущий 2015 год знаменателен такой датой, как 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, год назван Годом литературы. Именно поэтому ведущей идеей при создании программы стало — создание условий, утверждающих в жизни детей идеалы добра и красоты, духовного и культурного совершенства, физической и моральной стойкости.

Выбранная игровая модель «Экскурсия по городу Доброграду» предусматривает разнообразные формы работы. Каждый день в соответствии с путеводителем насыщен мероприятиями: посещение достопримечательностей города, музеев, театров, библиотек, досуговых и спортивных центров, исследовательских институтов и т.д. В течение дня ребятам будут предложены и познавательные, и развлекательные, и спортивные виды деятельности, все это будет происходить в процессе игры, творчества, выполнения проектов, соревнований.

Таким образом имеется возможность в максимальной степени охватить все направления воспитания, развития, обучения детей; реализовать поставленные цель и задачи, в интересной, ненавязчивой, приближенной к реальности и жизненным ситуациям форме.

 

При написании программы учтены принципы, заложенные в воспитательной системе школы:

 

Программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены. По авторству является адаптированной программой (оригинальная программа «Путешествие по родному краю» 2014 года, авт. Завьялова З.Н., МАОУ «Покровская СОШ им. В.П. Соколова» Ярковского р-на Тюменской обл.)

 

Актуальность

Актуальность и разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей вызвана:

 


 

Цель и задачи программы

Цель - создание благоприятных условий для утверждения в жизни детей идеалов добра и красоты, духовного и культурного совершенства, физической и моральной стойкости, через реализацию игровой модели организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних.

Задачи:

 

Участники программы

В течение смены предполагается охват 50ти человек, это:

— обучающиеся МАОУ Иртышская ООШ Вагайского района Тюменской области;

— дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;

— дети различных учетных категорий;

— дети с ограниченными возможностями здоровья

При наличии свободных мест в лагере, возможен прием заявлений от родителей детей, не являющихся учащимися школы (обязательно предоставление медицинской карты мед.работнику или прохождение медосмотра, в соответствии с положением)

 

Этапы реализации программы

Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что за 4 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием начинается подготовка к летнему сезону. Основные виды деятельности:

Организационный  этап

 Основной этап

Заключительный этап

— итоговое анкетирование и психологическое тестирование, диагностика психического и физического уровня здоровья детей и подростков, уровня развития социальной активности личности.

Постлагерный этап

 

 

Сроки действия программы

Программа будет реализована в течение одной смены — 18ти дней с 1 июня по 25 июня 2015 года.

 

Содержание деятельности

 

Программа «Дорогою добра» как средство реализации поставленных цели и задач включает в себя следующие направления:

 

Познавательное направление

При проведении мероприятий интеллектуального содержания, происходит усвоение, обобщение и систематизация предметных знаний в неурочной форме. Ребята получают ненавязчивую мотивацию к получению новых знаний, расширению кругозора при решении поставленных задач, практических ситуаций во время соревнований, зарниц, проведении конкурсов. Во время поездок, экскурсий, походов, посещении культурных организаций, концертов ребята получают новые знания из различных источников. В соответствии с планом мероприятий ребятам предстоит выполнить исследовательские проекты. В кружках по интересам ребятам также предстоит повысить свой интеллектуальный уровень, через библиотечные занятия развитие читательской культуры.

 

Художественно-эстетическое направление

Одним из приоритетных направлений является развитие творческих способностей детей, привитие художественно-эстетического вкуса. Через созерцание произведений искусств в музеях, виртуальных галереях, чтение литературных произведений, просмотр фильмов с нравственным содержанием формируется духовно-нравственная культура личности, происходит становление социальных, моральных норм, приходит четкое разделение и понимание понятий добра и зла.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия.  Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Основные формы работы для реализации художественно-эстетического направления: оформительская, изобразительная деятельность, творческие конкурсы, кружки, выставки, концерты. Экскурсии, посещение музеев, виртуальных галерей, знакомство с произведениями искусства. Проведение уроков красоты.

 

Трудовое направление

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда, социально-значимой деятельности, тимуровской работы, трудовых десантов по уборке территории, организация дежурства в комнатах отдыха, спальнях.       Основная цель это передача детям минимума трудовых умений и навыков, привития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к процессу и результатом труда, уважения к чужому труду. Также при работе на учебно-опытном участке формируются практические навыки, что необходимо жителям сельской местности, ознакомление с правилами охраны труда при выполнении труда.

Основные формы трудового направления это уборка прилегающей территории, бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду), общественно значимый труд.

 

Патриотическое направление

Патриотическое направление сквозной линией проходит через все мероприятия. Основные задачи это воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины. Приобщение к духовным ценностям российской истории.

Этот год значим такой датой как 70летие Победы в ВОВ, поэтому регулярно будут проводится мероприятия, посвященные этому событию. Основные формы работы: интеллектуальный конкурсы по культурно-историческому наследию, ребятам будут предложены различные исследовательские проекты, будут проводится творческие конкурсы, концерты, театральные постановки патриотического наполнения. Спортивные соревнования: военизированные эстафеты, зарницы, игры на пересеченной местности, народные игры.

В течение смены будет работать курс дополнительного образования «Кадетский класс», где все желающие получат как теоретические знания, так и практические.

 

Экологическое направление

Важным направлением воспитательной работы в лагере является экологическая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация экологической деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены будут проведены экскурсии, выполнены социально-значимые проекты, ежедневно проводятся экологические десанты.

Во время проведения различных мероприятий будет  происходит изучение, ознакомление, приобретение навыков практической деятельности как индивидуально, так и в группе и в коллективе.

Основные задачи: поддержание интереса к окружающему нас миру, природе, осознание чувства гордости за окружающие нас природные богатства, формирование у воспитанников правильного общения с природой, готовности защищать ее. Поддержание вокруг школы экологически благоприятной, «зеленой зоны». Формы работы по экологическому воспитанию это путешествия по «зеленой тропе», экскурсии на берег Иртыша, трудовые экологические десанты, акция «Цветник».

 

Физкультурно-оздоровительное направление

Физкультурно-оздоровительная работа в летнем лагере – неотъемлемая часть воспитательной работы. Физическое воспитание в лагере имеет свои особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребывания в учреждении, разнообразием контингента детей по возрасту, разной физической подготовленностью детей и т.д., и все это необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Спортивные праздники, конкурсы, соревнования приветствуются ребятами, все принимают активное участие в проведении разнообразных видов соревнований. Привитие навыков здорового образа жизни, санитарно-гигиенической культуры происходит черех агитбригады, выступления мед.работников. Профилактика ассоциальных явлений, вредных привычек, употребления ПАВ в доступных детям разного возраста формах. Создание щадящего режима для детей с ОВЗ — выполнение спортивных занятий по желанию и самочувствию, ограничение пребывания на улице при жаркой или прохладной погоде, специальные комплексы упражнений по рекомендациям.

Основными видами оздоровительной работы являются:

 

Досуговое направление

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в общении, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Основные задачи этого направления — вовлечение всех ребят в педагогически организованный отдых, организация кружков, клубов по интересам. Именно во время досуговой деятельности происходит максимальное формирование коммуникативности, понимание социальной роли, профилактика детской безнадзорности. Укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др. Формы работы досугового направления это все проводимые мероприятия в летнем лагере, проведение праздников, вечеров, концертов, ток-шоу, различные тематические дни.

 

Механизм реализации программы

 

Игровой сюжет программы

Комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дорогою добра» будет реализована через игровую модель «Экскурсия по городу Доброграду». Лагерь носит название «Доброград». Такие тавтологические названия выбраны не случайно. Время летнего лагеря наиболее благоприятно для воспитательной работы в доступных, ненавязчивых детям формах. В современном мире вокруг детей царит агрессия, по телевизору, интернету, в игрушках на гаджетах и компьютерах. Дети легко могут заблудиться и потерять человеческие ценности, сочувствие, сопереживание. Взгляды окружающих по отношениям к событиям в воинствующим ныне странам различны, многие взрослые очерствели в виду достаточно сложной обстановки в нашей стране. Если своевременно не посеять «семя» Добра в душу детей, то нынешнее поколение будет морально, духовно и нравственно обделено.

Современные дети «оцифрованы», они предпочитают живому общению со сверстниками, чтению настоящих книг, знакомству с искусством, слушанию классической музыки своих электронных друзей. Вместо веселых игр на улице, увлечений спортом, творческих хобби посиделки у экрана.

Перед педагогами поставлена задача заинтересовать детей  увлекательным игровым сюжетом и реализовать поставленные цели. Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Участниками игры становятся все воспитанники и работники лагеря.

Лагерь представляет собой виртуальный город «Доброград».

 

Город «Доброград» имеет свою символику:

Девиз: «Мы строим город Доброград, чтоб жить в нем каждый был бы рад!»

Гимн: «Дорога добра»

Клятва: «Каждый житель города Доброграда должен быть достойным жителем города! Стремиться стать лучше! Помогать другим жителям! Уважать труд всего коллектива! Клянемся, клянемся, клянемся!»

В городе живут жители «доброградцы». Название города обязывает относиться друг к другу по законам добра и справедливости. Педагогическому коллективу необходимо как можно больше употреблять в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры».

Правит городом Градоначальник и его министры:

Градоначальником является  начальник  лагеря, министры выбираются из числа детей.

Министр финансов – организатор трудовых дел. (Работа “Добробанка”).

Министр спорта – организатор спортивных дел. (Клуб “Здоровье”).

Министр культуры – организатор “Хобби – центра”, мастерских.

Министр образования – организатор творческих дел (работа творческой лаборатории).

Министр добра – организатор всей воспитательной работы. (Служба “Биржа идей”).

Министр здравоохранения – организатор тематических бесед, встреч о здоровом образе жизни.

Каждый новый день проходит в виде экскурсии к знаковым местам, достопримечательностям города согласно путеводителю (тематике дня).

 

Правила игры определяются законами лагерной жизни и основными направлениями деятельности школьников.

 Законы жизни лагеря

  1. Закон главной тропы: нельзя нарушать правила дорожного движения, уходить одному с территории лагеря, всегда и везде вместе с отрядом.
  2. Закон чистоты: соблюдай чистоту во всём и везде, будь опрятным.
  3. Закон единого плеча: поддерживаем друг друга, не обижаем  младших, уважаем старших.
  4. Закон здорового духа: начинаем день с утренней зарядки, соревнуемся в честной борьбе, заботимся о своём здоровье.
  5. Закон колокольчика: будь весел, принимай участие в праздниках, конкурсах, твори и выдумывай.
  6. Закон зелёного друга: береги природу, не обижай братьев меньших.
  7. Закон мудрой совы: читай каждый день и будешь умней.

По мере участия “доброградца” в игре на протяжении всей смены заполняется “Моя дорога Успеха” в знак признания его заслуг. На визитке каждого жителя появятся символы в виде разноцветных человечков, сообщающие о том, что наш “доброградовец” достиг определенных успехов и его имя останется в истории “Города Доброграда” и будет отмечено на “Поляне радостных событий”.

Участие и успех отрядов в общелагерных делах также отмечается символами на экране игры. Имеет свою расшифровку:

Символ красного цвета: Молодцы! Всё было здорово! Так держать! (I место).

Символ зелёного цвета: Хорошо, но можно лучше! (II место).

Символ желтого цвета: У тебя есть ещё шанс (III место).

Символ синего цвета: Так себе, маловато старания и творчества.

Легенда «Города Доброграда»

Давным-давно на земле жил всемогущий Волшебник. Люди его уважали и шли к нему за помощью. А помогал он тем, что наделял людей добротой, любовью, дружбой и другими ценностями. Но один человек сказал: «Мы сами можем справиться со своими трудностями». И тогда Волшебник пошёл по миру искать тех людей, которым он был нужен. Он долго ходил по свету и однажды пришёл в красивый «Город». Здесь он чувствовал себя счастливым. Волшебник прожил счастливую жизнь и сохранил все ценности «Города». Всю свою волшебную силу и знания он вложил в людей, которые жили в городе. Получалось так, что злые люди не задерживались здесь. Они не могли прижиться в этой доброй спокойной обстановке.  Прижиться могли только великодушные, справедливые люди.

«Город», в котором Волшебник прожил много лет, был назван «Доброград». С тех пор очень часто люди приезжают в город для того, чтобы посмотреть на справедливых, благородных людей. В наше время именно они являются истинными сокровищами.

В течение всей смены жители города за выполнение государственных обязанностей получают денежную единицу “Добрейку”.

У каждого отряда есть своя чековая книжка, куда вносятся доходы и расходы:

  1. Источник дохода:

за хорошее обучение в “Хобби-центре”, мастерской и творческой лаборатории;

за выполнение индивидуальных трудовых заданий;

за активное участие в подготовке и проведении творческих дел;

за содержание в чистоте и порядке отрядных комнат;

за инициативное дело на пользу города;

за высокий культурный уровень: поведения, проведения мероприятий, общения.

  1. Источник расхода:

За плохое поведение в столовой.

За плохое дежурство отряда.

За беспорядок в отрядных комнатах.

За беспорядок дежурного отряда на территории города.

За нарушение законов города Доброграда.

За употребление грубых слов.

На протяжении всей смены любой житель города может выбрать кружок в “Хобби-центре”, мастерскую, творческую лабораторию и научиться делать то, чего раньше не умел и что значимо для его творческих и интеллектуальных способностей. Вести данные кружки будут работники школы — воспитатели, руководители курсов доп.образования, соц.педагог. Для каждого кружка разрабатывается программа и утверждается начальником лагеря.

“Хобби-центр” предлагает: “Оригами” – здесь каждый может научиться складывать фигурки из бумаги; “Сувенир” – изготовление сувениров из подручного природного материала; “Фольклор” – тот, кто любит народные традиции, праздники, обряды.

Мастерские: “Хорошие манеры” – для тех, кто интересуется правилами и нормами поведения в области этикета.

Творческие лаборатории: “Клуб здоровья” – для тех, кто интересуется спортивными видами деятельности; “Пять шагов к себе” – если тебе интересно научиться общению со сверстниками, уметь лучше понимать друг друга.

На протяжении всего периода смены работает служба “Биржа идей”, которая отслеживает уровень участия ребят во внутриотрядных и общелагерных делах. Выполняет пожелания и предложения жителей города. Планирует работу и контролирует выпуск городской газеты “Добровест”. (Работа пресскоров, проведение экспресс – опросов, анкетирование, сбор и обработка информации в лагере).

Каждый день смены заканчивается дневным “Огоньком”. Главный смысл – обратиться к личности ребенка, который осмысливает свою позицию в оценке собственных дел и поступков товарищей, свое место в коллективе.

Формы проведения “Огонька” избираются воспитателями с учетом предложенных диагностических и аналитических приемов организации коллективного обсуждения проблем, событий, дел смены.

Организует эту работу начальник лагеря. Она на ежедневных педагогических планерках информирует воспитателей о темах “Огоньков”. Воспитатели – о результатах работы.

В итоговый период смены всем жителям, по результатам игры, вручаются вымпелы:

“Сердце Данко” – тому, кто самостоятельно, бескорыстно и добровольно помогает и совершает добрые поступки на благо всех жителей города;

“От сердца к сердцу” – тому, кто занимается декоративно-прикладным творчеством и сможет научить этому других.

“Зажечь сердца” – тому, кто сумел организовать ребят вокруг себя на добрые дела.

По итогам смены каждый ребенок получает “Рюкзак Успеха”, где отражены все достижения, успехи за смену.

Детское самоуправление

Детское самоуправление представлено Советом Доброграда, в который входит командир отряда и министры по направлениям (описаны выше). Ребята самостоятельно ведут сюжетную линию лагеря, организуют помощь при проведении мероприятий.

Режим дня

8.30 – 9.00 –  Сбор  детей, зарядка

9.00 – 9.15 – Утренняя линейка.

9.15 —  10.00 – Завтрак.

10.00 – 12.00 – Работа по плану отрядов, общественно полезный труд.

12.00 – 13.00 – Оздоровительные процедуры

13.00 – 14.00 – Обед.

14.00 –16.00 —  Свободное время, отрядные дела. Работа кружков и секций.

14.30-15.30 – Дневной сон, для детей младше 10 лет.

16.00-16.30 –Полдник.

16.30-17.00 – Подведение итогов за день.

17.00 – Уход домой.

 

План – сетка мероприятий

«Экскурсия по городу Доброград»

Дата проведения Мероприятие

1 июня.

Понедельник

Улица знакомств.

1.     Общелагерный сбор « Мы Вам рады!»

2.     Проведение инструктажа с детьми « Правила поведения  лагере», инструктаж по правилам пожарной безопасности, технике безопасности и личной гигиене.

3.     Огонек « Давайте познакомимся!»

4.     Выбор названия отряда, девиза, командира  и  песни.

5.     Подготовка к открытию лагеря.

6.     Конкурс рисунков на асфальте « Мир детства»

2 июня.

Вторник

 

Улица«Я- дизайнер».

1.     Дизайн. «Оформление отрядных уголков».

2.     Подготовка к праздничному концерту.

3.     Эстафета « Быстрее, Выше, Сильнее»

4.     Подвижные игры на свежем воздухе.

5.     Минутка здоровья « Твой режим дня»

3 июня.

Среда

Улица открытия лагерной смены.

1.     Открытие лагеря. Торжественная линейка.

2.     Праздничная программа «Здравствуй ,лето красное, веселое, прекрасное!»

3.     Лето – дискотека.

4.     Соревнование « Весёлая скакалка».

4 июня.

Четверг

Улица экологии

1.        Экологическая игра: «Лекарственные растения нашего края»

2.       Беседа « ПДД- надо знать и выполнять!»

3.       Акция « Олимпийский марафон здоровья»

5 июня.

Пятница

Улица сказок

1.     Познавательная игра «В гостях у царя Гвидона».

2. Шашечный турнир .

3. Развлечение « Зеленая пятка»

4. Конкурс « Лучший сказочный замок из песка»

5.Просмотр в/фильма «Морозко»

8 июня.

Понедельник

Улица добрых дел

1. Акция « Сделаем наше село чистым»

2. Экскурсия на предприятие нашего села.

3. Игровая программа « Здоров будешь — все добудешь!»

4. Лето – дискотека

9 июня.

Вторник

Улица спорта.

1.Малые Олимпийские Игры.

2.Конкурс рисунков « Спорт и мы –вместе навсегда!»

3.Меропритие , посвященное году литературы.

 

10 июня.

Среда

 Улица Здоровья.

1.     Спортивная игра «Королевство волшебных мячей».

2.     Минутка здоровья « Полезные продукты».

3.     Праздник каши «Русская каша-пища наша»

4.     Музыкальный конкурс «Домисолька».

5.     Экскурсия.

11 июня.

Четверг

Улица мы – Россияне!

1.     Деловая игра « Символика России».

2.     Конкурс чтецов « Пою тебя , моя Россия»

3.     Конкурс рисунков « Мы – Россияне!»

4.     Муравейник

15 июня.

Понедельник

Улица Знатоков родного края

1.     Беседа « По страницам истории нашего села»

2.     Викторина « Люби и знай свой край!»

3.     Выставка книг «Тюменский край»

4.     Презентация проекта «Гимн нашего села»

5.     Подвижные игры на свежем воздухе.

16 июня.

Вторник

 Улица дружбы.

1.     Апельсин – шоу

2.     Игровая программа на свежем воздухе  « Мы о дружбе не только поем, а все  вместе дружно живем!»

3.     Лето- дискотека

17 июня.

Среда

Улица неожиданностей

1 Игра «Сладкое дерево».

2. Игра « Кто хочет стать миллионером»

3.  Первенство по пионерболу.

4.Беседа «Памятники истории и культуры Тюмени»

18 июня.

Четверг

Улица фантазеров

1.     Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»

2.     Конкурс поделок « Самый фантастический проект»

3.     Эрудит – шоу  « Тюменский край ,навек любимый»

4.     Конкурс рисунков «Мир фантазии»

5.     Игра по станциям « О спорт, ты – мир!»

 

19 июня.

Пятница

Улица интеллектуалов.

1.     Интеллектуальная программа «Что? Где? Когда?».

( Вопросы по поэзии , искусстве , культуре)

2. Спортивная игра на свежем воздухе  « Мы – олимпийцы!»

3. Беседа о  живописи.Выставка картин.

22 июня.

Понедельник

Улица рекордов.

1.     Соревнования «Книга рекордов лагеря».

2.     Информационная минутка «Рекорды нашей области ».

3.     ФлешМоб «Давайте обнимем область»

4.     Первенство по теннису, шахматам.

 

23 июня.

Вторник

Улица хорошего настроения

1.     Игра «Кладоискатели»

2.     Фестиваль спортивных песен и танцев « Спорт , Спорт, спорт!»

3.     Арт-грим.

4.     Акция «Вредным привычкам- мы говорим нет!»

 

24 июня.

Среда

Улица памяти

1.     Митинг. Возложение цветов к памятнику

2.      « Наши земляки в годы войны»

3.     Просмотр фильма  «Подвиг разведчика»

25 июня.

Четверг

Улица Расставаний.

1.     Торжественная линейка.Подведение итогов.Награждение.

2.     Праздничная программа «Минута Славы».

3.     Лето-дискотека.

 

 

 

Организация управления программой и контроль за ходом её реализации

Управление деятельностью всех участников  программы выполняет функции:

Организацию и коррекцию деятельности по реализации программы осуществляет заместитель директора по учебно — воспитательной работе. Итоги реализации программы проводятся один раз в год на совещании при директоре школы по итогам работы лагеря.

Программу реализуют: начальник лагеря, воспитатели отрядов.

Для того, чтобы воспитательная работа давала нужный результат, необходим тесный контакт начальника лагеря с воспитателями.

Работа с воспитателями:

 

Условия реализации программы

 

Кадровое обеспечение

 

Методическое сопровождение программы

Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно  использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:

Методическое обеспечение комплексной  программы «Дорогою добра» обеспечивает заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового отечественного и международного опыта (участие в семинарах муниципального и областного уровней), выписывается периодическая печать. В методическом кабинете имеются энциклопедии, методическая литература, разработки для проведения общелагерных  мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в библиотеках города,  через  Интернет.

Обновляется фонд методической литературы по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с детьми-сиротами (программы по социальной адаптации).

 

Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:

 

Материально-техническое обеспечение

При  работе летнего лагеря используется игровые комната, спальные комнаты, спортивная площадка, а также:

 

  1. Аппаратура:

 

2.Спортивный  инвентарь:

 

3.Развивающие игры:

 

  1. Настольные игры:
  1. Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
  2. Материал для кружковой работы.
  3. Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.

 

Взаимодействие с учреждениями социума

Учреждения социума Виды взаимодействий
Супринский музей при администрации с/п

·        посещение выставок

·        просмотр экспозиций музея

 Иртышский сельский клуб

·        посещение мероприятий

·        участие в праздниках

·        просмотр фильмов

 Сельская библиотека

·        посещение мероприятий

·        участие школьников в различных конкурсах

СМЕТА РАСХОДОВ

на одного ребёнка в летнем пришкольном лагере

дневного пребывания в МАОУ Иртышская ООШ

на 1 смену 2015 года

 

Наименование расходов Сумма на 1-го ребёнка в день Источник оплаты

1. Питание

50 чел. х 96,5 руб. х 18 дн. = 86850,00

50 чел. х  12 руб *18 дн. = 10800,00

 

96,5

12,0

 

Бюджетные  средства

Родительская плата

2.Культурно-массовые мероприятия:

поездка в Тобольск на экскурсию:

бензин – 2600,00

атракционы – 4000,00

Итого: 6600,00

 

 

7,33

 

 

Родительская плата

3.Хозяйственные расходы:

мыло туалетное – 10 х 35 = 350,00

порошок стирал. 2 х 60,00 =120,00

чистящие ср-ва  2,0 х 70,00 =140,00

моющие средства  2,0 х 85,00 =170,00 салфетки  18*15=270,00 , туалетная бумага   36*10=360,00 ,  бумажные полотенца  18*70= 1260,00

Итого:  2670,00

 

 

2,96

 

 

Бюджетные  средства

4.Медицинское обслуживание:

Медикаменты – 4000,00

Итого:  4000,00

 

4,44

 

Бюджетные  средства

5.Канцелярские товары:

карандаши  цв. 10 х  40 = 400,00

фломастеры    10 х 60,00 =600,00

ватман        10 х 20,00 = 200,00

альбомы     25 х  50,00 = 1250,00

краски         10 х 35,00 = 350,00

кисти           20  *18,00=   360,00

бумага  офисная 2 х 180 =360,00

Итого:                                 3520,00

 

 

3,91

 

 

Родительская плата

6.Заработная плата:

начальник лагеря           40610,00

воспитатель   4 чел.       143840,00

повар, помощник повара  — 18250,00

уборщица  2чел.               — 16600,00

Итого:                           219300,00

 

 

 

243,66

 

 

 

Бюджетные  средства

 

7.Коммунальные услуги      6680,00

 

7,42

Бюджетные  средства

 

Всего расходов:        340420,00                            378,22

 

Сумма расходов на 1-го ребёнка в день               378,22

 

Ожидаемые  результаты работы лагеря  дневного пребывания

 

В ходе реализации данной программы ожидается:

 

Факторы риска и меры их профилактики.

 

Факторы риска Меры профилактики
1 Нежелание детей участвовать в реализации программы Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью.
2

Неблагоприятные климатические условия

 

Планирование мероприятий согласно тематике смены в помещениях в 2-х вариантах ( на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду , в помещениях лагеря на плохие погодные условия)
3 Недостаточная психологическая компетентность  воспитательского  коллектива Проведение  инструктивных сборов с теоретическими и практическими занятиями по тематике смены. Планирование взаимозаменяемости   воспитателей. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.
4 Недостаточная материальная база для реализации программы Заранее предусмотреть смету расходов на смену.

 

Ожидаемые социальные результаты

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях мы ожидаем следующие результаты

— охват детей  разнообразными формами отдыха и оздоровления в объёме, предусмотренной  программой;

—  удовлетворение индивидуальных запросов через экскурсии, творческие выставки, работу кружков ;

— сохранение и укрепление физического и психологического  здоровья детей и подростков;

— расширение кругозора детей, развитие их организаторских, лидерских  и творческих способностей.

— отсутствие травматизма, сохранение и улучшение физических показателей.

 

Мониторинг воспитательного процесса

 

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе

— анкетирование; ( Анкета Знакомства,)

— беседы ;

— планерки администрации лагеря и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы

1.Тесты Психогеометрический тест С. Деллингера; Тест « Я в круге»; Самооценочный тест Дембо-Рубинштейн

Опросник: Опросник М. И. Рожкова на выявление уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности и нравственной воспитанности.

Анкета: (« Комфортно ли ребёнку в лагере». Анкеты по выявлению толерантности,)

Итоговая

диагностика

Анкетирование: « Как мы жили?»; «Выявление степени доверия родителей  пришкольному лагерю»,» Чему я научился в лагере»;

Творческий отзыв ( «Мы вместе» рисунок; « На память друг другу» письма, открытки)

Беседы

Цветопись

 

 

Список литературы

  1. «Лазурный» — страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
  2. «Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
  3. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
  4. Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
  5. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
  6. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  7. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
  8. И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
  9. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
  10. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. — (Библиотека вожатого)
  11. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
  12. Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
  13. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
  14. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
  15. Черных В., Твой скаутский путь. – М.: Редакция журнала «Вокруг света», 1996
  16. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2007г
  17. « Летний лагерь на базе школы» / Авт. Сост Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева –М.:ВАКО, 2007.
  18. Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
  19. Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
  20. Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.
  21. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
  22. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.

 


 

Приложение 1

Диагностики, применяемые в организационном периоде

 

  1. Анкета – знакомство.

         Дорогой друг! Ты пришел в лагерь, который очень рад встрече с тобой и хочет помочь тебе интересно, весело и с пользой для себя провести время. Что тебя интересует? Что ты ждёшь от лагеря? Какие у тебя задумки, осуществить которые ты хотел бы, но пока не знаешь как?

         Вот почему мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты. Твои искренние и полные ответы помогут нам быстрее познакомиться с тобой и позаботиться о тебе, учитывая твои желания, способности, интересы. Для этого надо прочитать сам вопрос, возможные ответы на него и выполнить рекомендации, которые даны в скобках. Итак, приступай!

  1. Меня зовут (фамилия, имя) ______________________________________________________

Возраст _____ лет   Отряд ________________________________________________________

Место проживания (откуда ты приехал)____________________________________________

Мне нравится, когда меня называют (указать) _______________________________________

Какой Я (написать прилагательные, которые тебя характеризуют) _____________________

 

Ты пришел (а) по желанию или по настоянию родителей _____________________________

 

  1. Выбери, пожалуйста, фигуру, которая больше всего соответствует твоему

внутреннему миру:

            квадрат             прямоугольник               зигзаг                треугольник                   круг

  1. Дома в свободное время я увлекаюсь:

а) танцами             д) спортом                  з) журналистикой         л) свой вариант:

       б) литературой      е) театром                 и) вязанием  

в) музыкой               ё) туризмом                й) вышиванием

       г) пением                 ж) рисованием            к) компьютер

  1. Мои ожидания от смены (отметь выбранные варианты).

         а) получить новые знания о ______________________________________________

         б) лучше понять и узнать себя;

         в) познакомиться с новыми людьми;

         г) беспечно провести время;

         д) попробовать себя в самостоятельной жизни;

         е) что-то ещё (указать) _________________________________________________

  1. Я пришел в этот лагерь, чтобы (продолжи фразу)________________ ______________________________________________________________________
  2. В своих сверстниках я ценю больше всего (отметь наиболее 3 важных для тебя):

     а) честность                         е) общительность            й) достоинство       

     б) взаимоуважение               ё) интеллект                     к) благородство поступков

     в) решительность               ж) внешние данные           л) инициативность

     г) взаимопомощь                  з) сильный характер         м) целеустремлённость 

    д) чувство юмора                  и) аккуратность               н) ответственность

  1. Представь себе, что круг – это твой отряд, поставь крестик в том месте, где ты ощущаешь себя в отряде:
  2. 2. Психогеометрический тест С. Деллингера

Выбери фигуру, которая соответствует твоему внутреннему состоянию? (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, зигзаг).

Психогеометрический тест относится к числу графических, в результате выбора геометрической формы можно получить представление об основных поведенческих формах, присущих ребёнку. Полученные результаты можно обсуждать и индивидуально с ребёнком, с вожатым, а также проводить групповые разборы характеристик различных типов, особенностей их проявлений, взаимодействия с представителями других форм. Методика в целом легка в использовании, «безопасна» и даёт представление о личностных  особенностях ребёнка, его поведении в ситуации общения, что особенно важно в оргпериоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тест « Я в круге» на выявление уровня психологической комфортности пребывания ребёнка в отряде.

 

10 – высокий уровень, максимум

комфортности.

7 – легкий дискомфорт

5 – 50/50

3 – весьма ощутимый

дискомфорт

0 – низкий уровень,

максимум дискомфорта.                                                     10

7

 

5

0         3

 

 

 

  1. Опросник М. И. Рожкова на выявление уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности и нравственной воспитанности.

Каждое суждение оценивается ребёнком в баллах по следующей шкале:

Текст опросника.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих вожатых.
  2. Считаю, что всегда надо отличатся чем-то от других.
  3. За что бы я ни взялся – всегда добиваюсь успеха.
  4. Умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать добро – главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. В споре с друзьями я до конца отстаиваю своё мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Я хочу, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, я с ними не общаюсь.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Всегда доказываю свою правоту, даже если никто не согласен со мной.
  19. Всегда довожу дело до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

 

1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20

 

Среднюю оценку получаем:

4 – высокий уровень.

3 – норма

меньше 3 – низкий.

1. Анкета « Комфортно ли ребёнку в лагере».

Дорогие ребята!

Просим вас ответить на предложенные вопросы нашей анкеты. Помните о том, что здесь нет хороших и плохих, правильных и неправильных вопросов.

  1. Как ты считаешь, создаёт ли вожатый в отряде:
  1. Как часто тебе хотелось бы участвовать в общелагерных и отрядных мероприятиях?
  1. Как часто тебе это удавалось?

 

  1. Интересно ли тебе общаться со своими вожатыми?

5.Какие качества твоего вожатого наиболее ценны для тебя (чему бы

ты хотел научиться у вожатого)

Спасибо!

 

  1. Самооценочный тест Дембо-Рубинштейн.

 

На лестнице ребёнка просят поставить «крестик» в то место, где бы он находился, если на нижней ступеньке находятся дети, которые не довольны собой, считают себя недостаточно умными, хорошими, послушными и т.д., а на верхней ступеньке находятся те дети, которые довольны собой.

«Кружочек» ребёнком будет поставлен на ту ступеньку, на которую, по его мнению, его поставил бы вожатый. Если «кружочек» будет находиться выше «крестика», то ребёнок чувствует психологическую защищенность, эмоциональную комфортность. Если «крестик» ниже, то можно говорить о психологической дискомфортности, неадекватности отношений с миром и собой. Очень важно в процессе работы с детьми уделять как можно больше внимания формированию адекватной самооценке позитивной Я — концепции.

О
Х

 

 

Диагностики, используемые в итоговом периоде.

 

  1. Опросник М. И. Рожкова на выявление уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности и нравственной воспитанности.

Каждое суждение оценивается ребёнком в баллах по следующей шкале:

Текст опросника.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих вожатых.
  2. Считаю, что всегда надо отличатся чем-то от других.
  3. За что бы я ни взялся – всегда добиваюсь успеха.
  4. Умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать добро – главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. В споре с друзьями я до конца отстаиваю своё мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Я хочу, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, я с ними не общаюсь.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Всегда доказываю свою правоту, даже если никто не согласен с

моим мнением.

  1. Всегда довожу дело до конца.
  2. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
  3. В лагере я прислушивался к мнению окружающих.
  4. В период пребывания в лагере мои взгляды изменились.
  5. В лагере я стал активнее.
  6. Обо мне мои товарищи в лагере могли сказать, что я добрый и
  1. Мне хотелось уехать из лагеря.
  2. Мне хотелось, чтобы смена была более долгой.
  3. О вожатых я могу сказать: «Они мои друзья».

 

1 5 9 13 17 21 25
2 6 10 14 18 22 26
3 7 11 15 19 23 27
4 8 12 16 20 24

 

При анализе данные изменения по основным показателям сравниваются с ответами на вопросы 21 (адаптивность), 22 (автономность), 23 (активность), 24 (нравственность), 24-й и 25-й вопросы отражают субъективное самочувствие ребёнка в лагере, 27-й – отношение к педагогам.

Среднюю оценку получаем:

4 – высокий уровень.

3 – норма

меньше 3 – низкий.

2 Анкета « Как  мы жили?».

Дорогой друг! Прошла лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь помочь нам проанализировать нашу работу. А мы постараемся сделать так, что бы приехав в следующий раз, ты чувствовал себя более комфортно.

Фамилия, имя _________________________________ Возраст  ________ лет   

Место проживания ________________________________Отряд ____________

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере?_______________________
  2. Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери одну позицию)?

а) организатором              в) генератором идей (предлагал (а) новые идеи)

б) активным участником     г) наблюдателем (на всё смотрел со стороны)

  1. В чём из предложенного в смене ты смог себя проявить (отметь галочкой)?

а) в оформлении отрядного уголка

б) в организации и проведении дел в отряде

в) в активном участии в общелагерных мероприятиях

г) в спорте

д) в прикладном творчестве (кружках)

е) в сценическом творчестве (выступления на сцене)

ё) свой вариант ________________________________________________

  1. Какие отрядные, общелагерные мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего (перечисли) _______________________________
  2. Самым трудным для меня в лагере было ____________________________

 

  1. За время, проведённое в лагере, я стал (научился, изменился)

 

  1. Представь себе, круг – это твой отряд, поставь крестик в том месте, где ты ощущаешь себя в отряде:

 

  1. Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось) ________________

________________________________________________________________________

 

  1. Уезжая из лагеря, я хотел (а) бы сказать ______________________________

 

Анкета «Выявление степени доверия родителей  пришкольному лагерю»

Уважаемые родители! Администрация  пришкольного лагеря  просит вас ответить на следующие вопросы. Ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия между  пришкольным лагерем  и родительской общественностью в процессе воспитания и отдыха наших  отдыхающих – ваших детей.

  1. Нравился ли вам наш пришкольный лагерь?
  1. Доверяете ли вы воспитателю вашего сына или дочери?
  1. Какие отношения преобладали между воспитателями и родителями в нашем пришкольном лагере?
  1. Совпадали ли педагогические требования к вашему ребенку у вас и у воспитателей лагеря?
  1. Нравилось ли вашему ребёнку посещать пришкольный лагерь?
  1. Будет ли ваш ребёнок отдыхать в следующую смену пришкольного лагер
  2. Какие замечания и пожелания у Вас к сотрудникам пришкольного лагеря?

Анкета «Чему я научился в лагере»

  1. Чему я научился в лагере?
    Играть в новые игры
    • Заправлять постель, хорошо себя вести
    • Вовремя ложиться спать
    • Делать зарядку
    • Рисовать, петь, танцевать
    • Дружно жить
    • По-другому относиться к людям, природе, ходить в походы
    • Съедать всё за столом
    • Находить подход к людям, понимать и уважать людей
    • Защищать природу
    • Понимать окружающий мир
    • Вести здоровый образ жизни
    • Помогать друг другу
    • Слушаться взрослых

Анкеты по выявлению толерантности.

ТЕСТ «Нарисуй скорее дом»

Многие из вас, наверное, пользовались этим тестом, т.к. он является довольно-таки распространённым. Состоит он в следующем: необходимо нарисовать дом.

Городской дом

Речь идёт о многоэтажном здании. Его не очень часто рисуют дети, тем не менее, рисунок этого дома позволяет нам сказать о замкнутости человека, о его склонности сосредотачиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Тот, кто рисует его с очень низкой крышей, скорее всего чувствует себя очень усталым, утомлённым, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нём обычно не находит много приятного.

Средневековый замок

Такой рисунок раскрывает чисто ребяческое в характере, несерьёзное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение, стремление везде успеть, и всем помочь, но никогда не успевает со всем этим справиться.

Простой сельский дом

Он означает неудовлетворённость, дискомфорт. Если ребёнок, который рисует этот дом, одинок, то, возможно, в этом выражается его потребность в общении, стремление войти в коллектив. Если дом окружён неприступной железной оградой, то это, скорее всего, говорит о замкнутости. Если вокруг дома низкая изгородь, то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о ещё большем великодушии, чувстве уверенности в себе. Открытая дверь означает общительность. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности, такой ребёнок не так легко идёт на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, это свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, а также о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие трубы на рисунке – признак бесчувственности.

Труба, из которой не идёт дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

                                                                 Окна

Огромное окно говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окно с решётками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Глубокий анализ всех деталей позволит лучше понять ребёнка, поможет выбрать методы воспитательного воздействия.

Следует иметь в виду, что некоторые дети рисуют либо так, как их учили в школе, либо в соответствии с национальными, культурно-этническими особенностями. А в этом случае тест не несёт необходимой информации.

«Своё пространство»

Психологический смысл игры-теста: 1) углубить и расширить личностное самосознание одного из участников занятия, выбранного по усмотрению ведущего; 2) утвердить в глазах группы значимость данной конкретной личности; 3) косвенным путём (через реализацию игрового задания) выявить отношение данной личности к каждому из членов группы. Игра проводится в большой комнате.

Ведущий выделяет из группы одного человека («протагониста») и предлагает ему встать или сесть в центр игровой площадки. Далее всех остальных просят тесно сгрудиться вокруг протагониста. После паузы в две-три минуты ему говорится следующее: «Сейчас вы превращаетесь в светило, на разном удалении от которого окажутся многочисленные планеты – другие люди. Те из них, чьё притяжение ощущается сильнее, естественно, займут место ближе к вам. Те, чьё притяжение слабее, расположатся подальше или вовсе «оторвутся» от вас. Закройте глаза, сосредоточьтесь…

Теперь откройте глаза. Медленно поворачивайтесь вокруг своей оси. Каждому, кто окружает вас, поочерёдно сообщите, в каком направлении ему (или ей) следует отходить. Пока человек не отдалится на расстояние, соответствующее вашему внутреннему чувству притяжения, командуйте: «Ещё… ещё… стоп!» Те, кому вы так и не сказали «стоп!», вообще покидают игровую площадку. Вы вправе, конечно, не только удалять, но и оставлять человека на месте, либо приближать его к себе на дистанцию до 30 см. Начали!»

Такая инструкция умышленно допускает комичные ситуации «изгнания» или «максимального приближения»: это оживляет занятие.

В то же время игра непроизвольно настраивает и протагониста и группу на достаточно серьёзный лад.

После расположения участников игры вокруг «светила» ведущий даёт протагонисту вторую инструкцию: «Вы создали сейчас своё психологическое пространство. Хорошо ли вам в нём?.. Если не вполне, можете внести любые изменения в расположение окружающих вас людей. Добивайтесь такой их расстановки, чтобы испытывать чувство комфорта данной среды».

Как правило, некоторые изменения протагонистом вносятся. Нередко при этом он просит вернуться на площадку одного-двух из тех, кого поначалу «изгнал», а также по-новому группирует между собой пары, тройки «планет».

Расстановку людей после первой инструкции можно толковать как демонстрацию протагонистом своих симпатий и антипатий. В действительности среди лиц, удалённых на значительное расстояние либо вообще «изгнанных», подчас находятся те, кому протагонист оказывает особое предпочтение, но из стыдливости хочет скрыть это от группы. Точно так же среди людей оставленных им близко могут попасться люди, безразличные ему, или те, свою враждебность, к которым он считает нужным замаскировать перед группой.

Расстановка людей после второй инструкции в большей степени отражает подлинную систему отношений протагониста, но всё же носит отпечаток «желаемого», «воображаемого» им положения вещей. Всё это, впрочем, весьма информативно для ведущего.

Фиксация складывающихся соотношений на доске или на бумаге нежелательна – ведущему лучше положиться на свою память и соответствующие заметки делать потом. Нежелательно также последующее обсуждение группой действий протагониста. Ведущий объявляет: «Право всякого – формировать «своё» пространство в этой игре так, как ему подсказывает интуиция. Люди могут быть весьма схожи образом мысли, но интуиция всё-таки у каждого своя». Как бы подкрепляя иллюстрацией этот принцип, ведущий организует очередной тур игры с новым протагонистом. За время, отведённое для занятия, не рекомендуется делать «светилом» более трёх человек подряд: игра может надоесть. Если же многие из группы выражают желание определить «своё пространство», то продолжение игры переносится на другой раз.

Сравнивая действия конкретного протагониста сегодня и полгода или год назад, ведущий получает представление об изменениях связей и статусе данной личности в группе.

Анкета. «КАК МЫ ЖИЛИ?»

Анализ качества нашей работы в течение смены  — цель проверки.

1.Нравится ли тебе отдыхать в школьном лагере?

2.Ты пришел (а) по желанию или по настоянию родителей?

3.Жалеешь ли ты об этом?

4.Чего, с твоей точки зрения, в этой смене в жизни лагеря было больше:

5.Можно ли сказать, что вожатые и воспитатели работали хорошо?

6.Чего, по твоему мнению, в жизни отряда в этой смене было больше:

7.Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой отряд, сделал бы ты это?

8.Считаешь ли ты, что вожатый твоего отряда самый лучший?

9.Если да, то почему?

а) потому что закрывает глаза на поведение;

б) личная симпатия;

в) умеет зажечь, руководить, рассказывать и т.д.

10.Хотел бы ты начать смену сначала в том же составе?

11.В каком году в лагере было лучше?

Разумеется, предложенные вопросы не ограничивают весь их перечень, которым может пользоваться вожатый. Какая информация вам необходима? Основываясь на этом, вы можете составить свои вопросы.